Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха).

обозначение по буквенной системе основных звуков

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

старинный звукоряд начинался с ноты ля

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

правило буквенного обозначения ля-бемоля, ми-бемоля и си-бемоляОднако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

правило-исключение - обозначение си-бемоля и си-дубль-бемоляКогда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

принцип буквенного обозначения тональностей

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

примеры обозначения октав в буквенной системе

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. людмила

    Как все до боли знакомо! когдато училась в музыкальной школе и проходила все это. Спасибо за приятное воспоминание.

    Ответить
  2. Юлия(человечки)

    У меня сын тоже в музыкальной школе учился. Я только с ним начала понимать нотную грамоту. 🙂 Спасибо за подробный ответ! Мне думается, что такую статью можно смело на две делить, для улучшения усвоения. 🙂

    Ответить
    1. Алексей автор

      Юлия, как я вас понимаю! Со своими детьми чего только не выучишь 🙂 Куда они, туда и мы!

      Ответить
  3. Жанна

    Для меня музыка была всегда загадкой. Для этого нужно еще с детства начинать музыкальную азбуку учить. Вот дочка моя научилась играть на фортепиано. А я … пока только в мечтах 🙂

    Ответить
    1. Алексей автор

      А я все время думаю, что музыка — это просто особый язык. И, как любой другой язык, его вполне мог бы выучить каждый. 🙂

      Ответить
  4. Татьяна

    Понравилось, как объяснено! Наконец-то разобралась и запомнила.

    Ответить
  5. Александр

    Ответьте мне пожалуйста,каким образом гитара имеет к этому отношение? Вообще гитара и ноты,чем они связаны? Ведь не только для того чтобы настроить гитару по нотам. Никогда не видел чтобы гитарист сидел перед партитурой и играл по нотам. Есть заученные аккорды,переборы,бои если не охота перебирать струны и вперёд. Не надо знать никакой нотной грамоты. Да конечно понимаю что в этом не прав,объясните почему не прав?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Александр, вот возьмём типичную ситуацию: гитаристу поставили текст новой песни с аккордами и сказали: «Играй!». И что он сможет сыграть, если не понимает, что такое F или Dm? А если задача сложнее? Поставили ноты песни (вокала), в которой аккорды не прописаны — как гитаристу подобрать аккомпанемент быстро, почти сходу, если не иметь представление о нотах, аккордах, тональностях вообще? А ещё, на гитаре играют не только аккомпанемент из аккордов к песням, есть чисто инструментальные сочинения для этого инструмента, их разучивают по нотам, гитара в них — на первом плане, чтобы их сыграть нужно не только знать нотную грамоту, но ещё и виртуозно владеть техникой игры. Кстати, аккомпанемент к песне также можно разнообразить, если включить в него гитарные соло (вступления, заключения, интермедии-отыгрыши между куплетами и т.д.), одни лишь бои с переборами звучат однообразно, если играть их целый вечер.

      Ответить
      1. Мария

        У меня есть друг,он профессиональный музыкант,т.е. зарабатывает деньги игрой на гитаре и пением, он не умеет читать ноты. И никогда не умел

  6. Вадим

    А когда смотришь аккорды для гитары в песне, там к буквам еще что-то прибавляется. Например, Am, или A с семеркой. Это как понимать?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Вадим, таким образом обозначены сами виды аккордов, которые нужно строить от указанных вначале звуков. Ваше Am означает, что от звука ЛЯ нужно брать минорный аккорд, минорное трезвучие. A с семеркой говорит о том, что нужно играть септаккорд и т.д.

      Ответить
  7. Владимир

    Как обозначаются звуки в октаве, состоящей из 20 звуков?.

    Ответить
  8. Алла

    А что может означать Ария GJ (Абдразаков исполняет,есть на Ютьюб )

    Ответить
    1. Алексей автор

      Скорее всего, это означает «ария Дон Жуана» из одноимённой оперы Моцарта. Это точно не имеет отношения к буквенному обозначению музыкальных звуков.

      Ответить
  9. Воля

    В таблице не ошибка ли в ячейке с обозначением звука ре бемоль?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Да, была опечатка с ре дубль-бемолем, должно быть deses.

      Ответить
  10. Илья

    Непонятно, как различать, например, До-мажор малой и больной октав, ведь из-за мажора в обоих случаях нота пишется с заглавной буквы?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Их не нужно различать. До мажор в любой октаве одинаковый.

      Ответить