Градусник тональностей – помощник музыканту!

Градусник тональностей – это наглядная схема для работы со всеми тридцатью музыкальными тональностями. Тональности разделяются на две группы, одни – жаркие, горячие, соответствуют плюсовой шкале градусника; другие – наоборот, холодные, их можно условно привязать к минусовой шкале.

Горячими считаются диезные тональности, причём, чем больше диезов в тональности, тем жарче «температура» на градуснике, тем более высокую ступень она занимает на шкале. Холодными будут, естественно, низкие, бемольные тональности, и, чем больше бемолей, тем ниже будет «температура», и тем ниже нужно искать тональность на шкале.

В центре градусника располагаются и как бы соответствуют «нулю» две тональности без знаков (в них «ноль» знаков) – До мажор и параллельный ей ля минор. Всё логично, естественно и привычно. В чём-то вся эта схема подобна квинтовому кругу, только раскрытому, в котором диезная и бемольная ветви выпрямлены и привязаны к столбику.

Кто придумал градусник тональностей?

Градусник тональностей изобрёл известный композитор и преподаватель Валерий Давыдович Подвала. С его изобретением можно встретиться в учебниках для детей «Давайте сочинять музыку».

С помощью градусника композитор подсказывает ребятам, начавшим заниматься музыкой, самые быстрые и верные способы поиска субдоминант, доминант, родственных тональностей и ещё много других вещей. Градусник тональностей очень понравился музыкантам, и о нём узнали очень много людей.

На красочном градуснике В. Подвалы мы видим, что мажорные тональности занимают красную половинку шкалы, а минорные – синюю. В середине находятся тональности До мажор с ля минором, выше их – все диезные строи, а ниже – бемольные. Числа говорят о том, сколько в той или иной тональности знаков.

градусник тональностей Валерия Давыдовича Подвалы

Для того чтобы назвать знаки точно, придётся вспомнить порядок диезов (фа, до, соль, ре, ля, ми, си) и порядок бемолей (си, ми, ля, ре, соль, до, фа), поскольку градусник указывает только на количество диезов и бемолей, но не называет их. Мы самостоятельно должны выбрать нужные.

порядок диезов и порядок бемолей

Усовершенствованный градусник тональностей

Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.

На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).

градусник тональностей с порядком диезов и бемолейДля того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.

Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.

Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.

Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ.

Как ещё можно использовать градусник тональностей?

Как известно, запомнить ключевые знаки в тональностях можно и без градусника, например по «мажорным правилам». «Мажорными правилами» мы тут назвали правила для быстрого нахождения знаков в мажорных тональностях. Напомним их вам:

  1. в диезных тональностях последний диез на ступеньку ниже, чем тоника;
  2. в бемольных тональностях тоника прячется за последним бемолем (то есть равна предпоследнему бемолю).

градусник с буквенным обозначением тональностей

Кроме того, все тональности со временем и даже очень быстро запоминаются, что необходимость куда-то подсматривать просто отпадаем. Так как же можно применить градусник тональностей?

Во-первых, очень удобно смотреть по нему разницу в знаках. Берём две тональности, подсчитываем, на сколько градусов они различаются, и получаем ответ. Например, тональности Ре мажор и Фа мажор различаются на три знака. А тональности До бемоль мажор и До-диез  мажор – на 14 знаков.

Во-вторых, по градуснику можно легко найти главные ступени – субдоминанту (так называется IV ступень в ладу) и доминанту (так называется V ступень). Доминанта будет находиться на градус выше от тоники, а субдоминанта – на градус ниже. Например: для До мажора (тоника До) доминантой будет звук «соль» и доминантовой тональностью будет Соль мажор, а субдоминантой будет звук «фа», субдоминантовой тональностью – Фа мажор.

В-третьих, градусник позволяет быстро находить основные родственные тональности. Тональностей первой степени родства всего шесть (об этом мы ещё будем говорить подробно чуть позже), и пять из них можно определить почти мгновенно! Как? Одна родственная тональность находится на той же ступени градусника, что и та, у которой мы ищем «родственников», ещё две – на градус выше, и ещё две – на градус ниже. Шестую «засекреченную» тональность по градуснику искать неудобно (этому мы научим вам позже).

Например, найдём пять родственных тональностей для ми минора. Это будут: Соль мажор (на той же уровне «температуры»), Ре мажор и си минор (на градус выше), До мажор и ля минор (на градус ниже). Шестой тональностью будет Си мажор (как искать, пока не говорим).

Или ещё пример: поищем ближайших «родственников» для Ми-бемоль мажора. Это будут: до минор (в той же клеточке), Си-бемоль мажор и соль минор (выше), а также Ля-бемоль мажор и фа минор (ниже). Шестой тональностью здесь является ля-бемоль минор (куда занесло-то).

Таким образом, применение у нашего градусника может быть довольно широким. Если же вам известны ещё какие-то иные способы работы с такой схемой, то, пожалуйста, отпишитесь об этом в комментариях к данной статье. А также задавайте свои вопросы, если они у вас появились.


А теперь давайте сделаем музыкальную паузу. Предлагаем вам послушать замечательную музыку великого Людвига ван Бетховена. Для вас прозвучит соната для скрипки и фортепиано № 5 под названием «Весенняя»

Бетховен — Соната № 5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *