Как дирижировать разные музыкальные размеры?

дирижирование размера 6/8

В данной статье мы будем обсуждать основы дирижирования. Конечно, дирижирование – это целое искусство, которому обучаются в течение долгих лет музыкальных колледжах и консерваториях. Но мы коснемся этой темы лишь с одного краешка. Всем музыкантам приходится дирижировать при пении на уроках сольфеджио, вот о том, как это делать, мы и поговорим.

Основные дирижерские схемы

Существуют универсальные схемы дирижирования для простых и сложных музыкальных размеров. Их всего три – двухдольная, трехдольная и четырехдольная. При дирижировании каждая доля показывается отдельным взмахом руки, сильные доли чаще всего показываются жестом вниз.

На рисунке вы можете увидеть основные три схемы для дирижирования правой рукой. Числовые пометки обозначают последовательность жестов.

основные схемы дирижирования

Двухдольная схема состоит, соответственно, из двух взмахов: один вниз (в сторону), второй – вверх (обратно). Такая схема подходит для дирижирования размеров 2/4, 2/8, 2/2, 2/1, 2/16 и т.д.

Трехдольная схема представляет собой комбинацию из трех жестов: вниз, вправо (если левой рукой дирижировать, то влево) и вверх к первоначальной точке. Схема подходит для размеров 3/4, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.

Четырехдольная схема содержит четыре жеста: вниз, влево, вправо и вверх. Если дирижировать двумя руками одновременно, то на «два», то есть на второй доле правая и левая рука двигаются навстречу друг другу, а на «три» они расходятся в разные стороны, на последнем взмахе они сходятся верх в одну точку.

Дирижирование более сложных размеров

Если долей в такте больше, то такие размеры вписываются в трехдольную или четырехдольную схему с удвоением некоторых жестов. Причем удваиваются, как правило, те взмахи, которые ближе к сильной доле. В качестве примера хотелось бы привести схемы таких размеров, как 6/8, 5/4 и 9/8. Скажем по несколько слов о каждом.

Размер 6/8 – сложный (состав 3/8 + 3/8), чтобы его продирижировать нужно шесть жестов. Эти шесть жестов укладываются в четырехдольную схему, где удваивается движения вниз и вправо.

дирижирование размера 6/8Какова логика удвоений? Она состоит в следующем. Исходная схема 4/4 как бы разделяется на две половины: первые два жеста (вниз и влево) – для первых 3/8, а следующие два жеста (вправо и вверх), соответственно, приходятся на вторую половину такта, вторые 3/8. По общему правилу удвоить нужно сильную и относительно сильную доли, которые как раз приходятся на начала этих двух половин четырехдольной схемы.

Таким образом, при размере 6/8 «раз и два» показываются жестами вниз, «три» дирижируется влево (если правой рукой), «четыре и пять»  — это относительно сильная доля с ее удвоением, они показываются вправо, а «шесть» завершает схему жестом вверх.

Размер 5/4 существует, как было уже отмечено, в двух вариантах, в связи с чем, есть две разные схемы дирижирования этого метра. Оба они укладываются в основную четырехдольную схему и разняться лишь удвоением одного из жестов. Если 5/4 = 3/4 + 2/4, тогда удваивается взмах вниз, самый первый. Если же, наоборот, 5/4 = 2/4 + 3/4, то в таком случае удвоить нужно жест вправо, который приходится на относительно сильную долю.

два варианта схемы размера 5/4

Размер 9/8 также считается сложным, он образован тройным повторением в такте простого размера 3/8. В отличие от других сложных размеров его дирижируют в трехдольной схеме, где каждый взмах просто-напросто утраивается. А смены жестов (вправо и вверх) в таком случае одновременно показывают относительно сильные доли.

Памятка по схемам дирижирования

Для того чтобы пройденные схемы дирижирования со временем не забывались, а также для быстрого их повторения в случае надобности, предлагаем вам скачать или переписать себе небольшую памятку со главными схемами.

ПАМЯТКА «СХЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ» – СКАЧАТЬ

Как работают руки при дирижировании?

Расскажем вам также о некоторых чисто технических моментах дирижирования.

МОМЕНТ 1. Дирижировать можно как одной, так и двумя руками. Чаще всего на уроках сольфеджио дирижирую то одной правой рукой, иногда одной левой (правой в это время играют мелодию на фортепиано).

МОМЕНТ 2. При одновременном дирижировании обеими руками, руки должны двигаться в зеркальном отражении по отношению друг к другу. То есть, например, если правая рука идет вправо, то левая – влево. Другими словами, они всегда двигаются противоположно: или расходятся в разные стороны, или, наоборот, сходятся, движутся навстречу.

МОМЕНТ 3. В процессе дирижирования должна принимать участие вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) и до кончиков пальцев. Но большое разнообразие движений свойственно только деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. В классе сольфеджио достаточно лишь четко показывать схему, тем самым помогая себе петь ритмично.

в процессе дирижирования принимает участие вся рука

МОМЕНТ 4. При дирижировании простых схем более всего подвижным оказывается предплечье (локтевая кость), именно она берет на себя большую часть движений – ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движениях в стороны предплечью активно помогает плечо (плечевая кость), оно отходит в сторону от корпуса тела или приближается к нему.

МОМЕНТ 5. При движении вверх важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественной нижней точкой является такое положение, когда между предплечьем и плечом образуется прямой угол.

МОМЕНТ 6. Кисть руки во время дирижирования может отзываться на основные движения и слегка плавно пружинить, во время изменения направления жеста кисть руки при помощи запястья может слегка разворачиваться в сторону движения (как бы служит рулём).

МОМЕНТ 7. Движения в целом не должны быть жесткими и прямолинейными, их нужно округлять, все развороты должны быть плавными.

смягчение дирижерского жеста

Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4

Для отработки элементарных дирижерских навыков выполните предлагаемые простые упражнения. Одно из них будет посвящено размеру 2/4, другое – трехдольной схеме.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВЕ ЧЕТВЕРТИ». Для примера мы возьмем 4 такта мелодии в размере 2/4. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой – в основном четвертные ноты и половинная длительность в конце. Четвертные длительности удобны тем, что именно ими отмеряется пульс и именно этой длительности равен каждый жест в дирижерской схеме.

В первом такте две четвертные ноты: ДО и РЕ. ДО – это первая доля, сильная, ее будем дирижировать движением вниз (или в сторону). Нота РЕ – это вторая доля, слабая, рука во время ее дирижирования будет совершать обратное движение – вверх. В последующих тактах ритмический рисунок аналогичный, поэтому там будут точно такие же соотношения между нотами и движениями руки.

В последнем, четвертом такте, мы видим одну ноту ДО, она половинная по своей протяженности, то есть занимает сразу обе доли – весь такт. Поэтому на эту ноту ДО приходится сразу два взмаха, нужно продирижировать полный такт, который она собой занимает.

dir-upr-01

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». В этот раз к изучению предлагаются 4 такта мелодии в размере 3/4. В ритме снова преобладают четвертные длительности, и поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах с легкостью должны ложиться на три взмаха схемы.

Например, в первом такте ноты ДО, РЕ и МИ будут распределяться по схеме следующим образом: ДО – на жест вниз, РЕ – на движение вправо, а МИ – на показ последней доли движением вверх.

В последнем такте – половинная нота с точкой. По своей длительности они занимает целый такт, три четверти, и поэтому для ее дирижирования нам потребуется выполнить все три движения схемы.

dir-upr-02

Как объяснить дирижирование ребенку?

В занятиях с малышами самое трудное – познакомить со схемой, запомнить движения и хотя бы немного их потренировать. Решению этих задач может помочь работа с образными ассоциациями.

Допустим, если мы разучиваем схему дирижирования на 2/4, то каждый взмах нужно как-то художественно обусловить. Иначе говоря, для объяснения жеста нужно найти похожее движение или ощущение из жизни, которое уже знакомо ребенку. Например, про жест, направленный вниз, которым мы показываем сильную долю, можно сказать, что это мы как будто гладим сидящего кота от макушки до хвоста. А про жест, направленный в обратную сторону, сказать, что мы тянем наверх иголку с длинной ниткой. Или, например, про всю схему целиком можно сказать, что это наша рука катается на качелях (описывание полукруга).

Если речь идет о размере 3/4, то каждое движение также можно объяснить отдельно. Движение вниз – это игра с баскетбольным мячом или такое движение, когда мы тянем за веревочку звоночек. Движение вправо – на пляже отгребаем рукой песок или отстраняем рукой высокую траву на лужайке. Движение вверх – тянем ту же иголку с ниткой или запускаем в полет божью коровку, которая сидит на указательном пальце.

В освоении дирижирования, с детьми как и при разучивании нотной грамоты, важно последовательное нарастание уровня сложностей заданий. Сначала можно осознать пульсацию в размерах чисто музыкально – на слух и при игре на инструменте, затем отдельно отработать дирижерский жест и лишь затем, наконец, соединять руку с пением.


На этом мы покамест притормозим. Если данный урок оказался для вас полезным, пожалуйста, расскажите о нем своим друзьям. В этом вам помогут кнопки социальных сетей, которые расположены чуть ниже на странице.

Posted in Ритм и метр, Сольфеджио. Tagged with , .

Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

2 Responses

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *