Китайская народная музыка: традиции сквозь тысячелетия

китайский танец тайзицюань

Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах.

Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение. Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно.

Особенности и стилистика китайской музыки

Европейские народы издавна удивлялись культуре Востока, находя её дикой и непонятной. Такому мнению есть объяснение, ведь китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты, среди которых:

  • ведение мелодии в унисон (то есть преимущественно одноголосное изложение, от которого Европа уже успела отвыкнуть);
  • деление всей музыки на два стиля – северный и южный (в первом случае главенствующая роль отводится ударным инструментам; во втором же тембр и эмоциональная окраска мелодии важнее ритма);
  • преобладание созерцательных настроений над изображением действия (европейцы же привыкли к драматизму в музыке);
  • особая ладовая организация: вместо привычных уху мажора и минора – пентатоника без полутонов; особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй» из 12 звуков;
  • вариативность ритма – частая смена четного и нечетного, использование сложных составных музыкальных размеров;
  • единство поэзии, мелодики и особенностей фонетики народной речи.

Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.

великая китайская стена

В основе китайской философии лежит гилозоизм – учение, подразумевающее всеобщую одушевлённость материи. Это отражается и в музыке Китая, главная тема которой – единство человека и природы. Так, согласно представлениям конфуцианства, музыка являлась важным фактором воспитания людей и средством достижения общественной гармонии. Даосизм отводил искусству роль фактора, способствующего слиянию человека и природы, а буддизм выделял мистическое начало, помогающее духовно совершенствоваться личности и постигнуть сущность бытия.

Разновидности музыки Китая

За несколько тысячелетий развития восточного искусства сформировались следующие виды традиционной музыки Китая:

  • песни;
  • танцы;
  • китайская опера;
  • инструментальная произведения.

Стиль, манера и красота исполнения никогда не являлись главными аспектами китайских народных песен. Творчество отражало особенности регионов страны, образа жизни народа, а также удовлетворяло пропагандистские нужды правительства.

Танцы стали отдельным видом китайской культуры лишь в VII-XI веках, когда развитие получили театр и традиционная опера. Исполнялись они как ритуалы или спектакли, зачастую при императорском дворе.

Китайская традиционная скрипка эрху и фортепиано

Жанры китайских песен

Произведения, исполнявшиеся ещё до нашей эры, чаще всего воспевали природу, жизнь, окружающий мир. Многие китайские песни посвящались четырём животным – дракону, фениксу, цилиню (чудо-зверь, своего рода химера) и черепахе. Это отражается и в названиях произведений, дошедших до наших времён (например, «Сотни птиц поклоняются фениксу»).

Позже песен стало больше с точки зрения тематики. Они подразделялись на:

  • трудовые песни (сопровождавшие полевые работы, рыбацкую деятельность, ходьбу носильщиков);
  • протестные (разоблачающие взяточничество, жестокость помещиков);
  • любовные и семейные (об отношениях мужчин и женщин, их жизни; в новых песнях отражено изменение семейного уклада после революции);
  • игровые, шуточные (описываются забавные ситуации, радостные моменты);
  • лирические (описывает конкретное событие, делая его понятным всем слушателям; в лирических китайских песнях у героев отсутствуют имена).

Жанры китайских танцев

Классифицировать данный вид искусства сложнее всего, поскольку в Китае проживает порядка 60 этнических групп, каждая из которых имеет уникальные народные танцы.

Самыми ранними считаются «танец льва» и «танец дракона». Первый признан заимствованным, так как в Китае не водятся львы. Танцоры одеваются в костюм царя зверей. Второй обычно входил в ритуал призыва дождя.

китайский танец тайзицюань

Современные китайские народные танцы дракона исполняются десятками мужчин, что держат на палках облегченную конструкцию дракона. В Китае существует более 700 видов этого действа.

К интересным китайским танцевальным жанрам можно отнести ритуальные разновидности. Они делятся на три группы:

  1. танец йи, являвшийся частью конфуцианской церемонии;
  2. танец нуо, при помощи которого изгоняются злые духи;
  3. цам – танец из Тибета.

Интересно, что традиционный китайский танец используется в оздоровительных целях. Нередко он включает элементы восточных боевых искусств. Классическим примером является тайцзицюань, которым занимаются тысячи жителей Китая по утрам в парках.

Народные музыкальные инструменты

Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых, увы, канула в лету. Классифицируются китайские музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения:

  • струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн;
  • струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал;
  • струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху;
  • деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка);
  • ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).

национальные инструменты китая - скрипка эрху и флейта дицзы

Место народных музыкантов в культуре Китая

Исполнители, новившие в своем творчестве традиции народа, играли при дворе существенную роль. В летописях о Китае времен V-III веков до нашей эры музыканты изображались как носители личных добродетелей и политически грамотные мыслители.

В эпоху династии Хань до периода Южного и Северных царств культура пережила общий подъем, а музыка конфуцианских церемоний и светских увеселительных мероприятий стала ключевым видом придворного искусства. Учрежденная при дворе специальная палата Юэфу вела сбор народных песен.

китайские инструменты: лютня пипа и губной орган шэн

С V века нашей эры развивалось оркестровое исполнение китайской традиционной музыки. Коллективы насчитывали от 300 до 700 исполнителей. Оркестровое творчество повлияло на дальнейшую эволюцию народных песен.

Начало правления династии Цинь (XVI век) сопровождалось общей демократизацией традиций. Внедрялась музыкальная драма. Позже в связи с осложнением внутренней политической обстановки наступил период упадка, придворные оркестры были распущены. Тем не менее, культурные традиции продолжают жить в трудах сотен выдающихся исполнителей народных песен.

Многогранность китайской традиционной музыки объясняется богатым культурным опытом, многонациональным составом населения. «Дикость и невежество» китайских композиций, как говорил Берлиоз, давно остались в прошлом. Современные китайские композиторы предлагают слушателю оценить всю многогранность творчества, ведь в этом многообразии даже самый привередливый слушатель найдет то, что ему по душе.

Китайский танец «Тысячерукая Гуаньинь»

 

Posted in Музыка народов мира. Tagged with , .

Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *