Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

 

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

 

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

 

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Комментарии 29

  • Большое спасибо, Алексей! На занятиях с учителем музыки я тему «интервалы» просто не понимала. Пыталась изучить по интернету, да только путаница возникла… А когда прочитала Вашу статью, то сразу всё понятно стало!!! 🙂

    • Алексей, Вы бы ещё объяснили, что такое большая и малая терция, как они различаются и т.д.

      • Ольга, уже объяснили)) про терции малые и большие, и не только про терции вы можете прочитать здесь — https://muz-teoretik.ru/kolichestvennaya-i-kachestvennaya-velichina-intervala/

      • Супер! 🙂 Прочитала и теперь уже обогатилась знаниями! 🙂
        Надо будет Ваш сайт изучить как следует… 😉 Это просто чудо, что я его нашла!
        Алексей, спасибо за ссылку!!!
        Кстати, у Вас в статьях часто написано, что типа об этом вы можете прочитать в предыдущем уроке, а вот об этом далее, в продолжении…
        Мне это ни о чём не говорит. Спасают только ссылки. 🙂

      • Это в 1-ом классе сольфеджио изучают)

  • Спасибо Вам! Пытаюсь освоить сольфеджио самостоятельно, с помощью Вашего сайта, я думаю, мне будет легче. Все очень доступно.

  • спасибо алекс теперь я всё понял

  • Спасибо обязательно объясню сыну который учится во втором классе.

  • Спасибо огромное!!! Помогли сделать Д/з по сольфеджио!! Теперь это мой любимый сайт!😆😉😄

  • Хороший сайт.

  • САЙТ-ОК.

  • Спасибо огромное! Только благодаря Вашему материалу смогла с ребенком сделать домашнее задание! Всё очень доступно изложено!

  • сайт самый крутой в мире супер класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Спасибо большое, всёдоступно и ясно.Молодец!

  • вообще-то прима, по-итальянски — первый… и все остальные названия соответствуют… как и все термины, при чем тут английский?????

    • Все правильно, только не по-итальянски, а все-таки по-латински. А английский тут — примерно за тем же, за чем вы помянули про итальянский)) просто обратить внимание на общность корней, и, например, на происхождение названия некоторых месяцев в году. Короче говоря, расширяем кругозор. Мы вообще очень любим аналогии и межпредметные связи.

  • спасибо большое вам

  • Огромное спасибо за такое понятное объяснение.
    Домашняя работа выполнена!)

  • Алексей, Вы меня запутали. Вроде наименьший интервал — это полтона (одна двенадцатая от октавы). Звуки с интервалом в октаву отличаются по частоте в два раза. Звуки с интервалом в полтона отличаются своей частотой в корень двенадцатой степени из двух, то есть в 1,06 раза. Если число 1,06 перемножить само на себя 12 раз — то есть возвести в двенадцатую степень, получится число два. Это для меня аксиомы (Сальери алгеброй гармонию поверил).
    Когда читал, как Вы объясняете терцию, то в одних случаях это разница в 4 полутона(до-ми, соль-си, фа-ля), а в других лишь 3 полутона (ля-до). Мне кажется, так не должно быть. Мои внуки начали учиться гитаре, а я с ними хочу разобраться в музыкальном строе.

  • спасибо

  • Спасибо огромное. Все очень доступно.

  • Хорошая подача материала, все понятно. Все доступно. Изучаю сейчас курс Бастиена Дж., основы, учебник 3. Как раз материал про сексту, очень полезно. Удачи.

  • Вы заабыли указать, что интервалы имеют другие определения. К примеру чистая прима, малая секунда, большая терция и т.д. Вы забыли про дисонансы, консонансы.
    Вы забыли про интервалы от черных клавиш. Вы забыли про увеличеную кварту, или уменьшеную квинту, или просто тритон. Я посчитал статью не полной.

  • А как же интервалы то чёрных клавиш?

    • Можно и от черных клавиш. Точно так же. Здесь только первое знакомство, читайте следующие выпуски про интервалы.

  • Спасибо огромное))) замечательно, легко и доступно изложен материал)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *