Паузы в музыке: их название и написание

В музыкальном ритме большую роль играют не только звуки разной длительности, но и моменты тишины – ПАУЗЫ. Паузы имеют точно такие же названия, как и длительности нот: существует целая нота и есть целая пауза, половинная длительность и половинная пауза и т.д.

Если вы забыли, как выглядят различные длительности нот, и какую информацию они передают музыканту, то освежить свои знания можно ЗДЕСЬ. Названия длительностей нужно держать в голове всякому, кто хочет до конца разобраться в нотной грамоте. А вот для записи в нотах пауз тоже существуют особые графические знаки.

Виды пауз и их написание

Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.

названия пауз в музыке

ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).

ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.

СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.

ЧЕТВЕРТНАЯ ПАУЗА – по времени, конечно же, то же самое, что и четвертная, то есть один счет или один удар пульса. А вот по графическому изображению такая пауза несколько необычная. Немногие музыканты умеют писать эту паузу точно. Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.

рисование четвертной паузы

ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.

ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)

Как считаются паузы?

как считать паузыЕсли вы при разборе произведения просчитываете ритм вслух, то подготовьте себя и к восприятию пауз, на которых счет никогда, кстати, не останавливается, потому что музыкальное время в произведении течет непрерывно.

На картинке вы можете познакомиться с принципами счета тех или иных пауз. Все там аналогично тому, как считаются обыкновенные длительности нот. Целая пауза считается РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, половинная — до двух (РАЗ-И ДВА-И или ТРИ-И ЧЕТЫРЕ-И). Четвертная пауза занимает один полный счет, восьмая — половину доли.

Значение пауз в музыке

Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.

Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).

В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.

Упражнения на ритмы с паузами

Предлагаем вам немного попрактиковаться – изучить несколько ритмов, в которых будут встречаться паузы. Все упражнения снабжены нотными примерами и аудиозаписями, чтобы вы параллельно могли получить и визуальные, и слуховые представления.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Здесь мы знакомимся на практике с четвертными паузами. Сначала предлагаем вам послушать равномерные удары пульса четвертями на ноте ЛЯ первой октавы. Считаем до четырех, другими словами – у нас четырехдольный метр (4 удара пульса = 4 доли).

pauz-upr-001

Далее для сравнения предлагаются два варианта паузированного ритма. В одном из вариантов четвертной паузой будет заменен каждый четный удар пульса, в другом – наоборот, заменяться на паузы будут нечетные четверти.

pauz-upr-002

pauz-upr-003

 

УПРАЖНЕНИЕ №2. Теперь отработаем четвертные паузы в условиях трехдольного метра. В каждом музыкальном такте здесь будет по три доли, то есть по три удара пульса и считать, соответственно, нужно будет не до четырех, а только до трех. Это просто, как в вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ. Каждый удар пульса – четвертная нота. Первый вариант – без пауз, на ноте МИ. Просто почувствуйте этот ритм.

pauz-upr-004

В следующих примерах четвертные паузы приходятся на разные доли: сначала на первую (вторая и третья доли играются четвертными нотами), потом – наоборот (на первую долю звук, на остальные – две паузы).

pauz-upr-005

 

pauz-upr-006

А теперь сведем два этих разных ритма в одну партитуру. Пусть у нас будут два голоса. Один, нижний, в басовом ключе будет играть только первые доли и паузировать на последующие. А другой, верхний, наоборот, будет молчать на первый удар и играть на второй и третий. Должен получиться мини-вальс. Слышите?

pauz-upr-007

Закрепление пауз и длительностей

Если вы занимаетесь изучением нотной грамоты со своим маленьким ребенком, то есть смысл закрепить тему «Паузы» письменными заданиями в специальных прописях (ссылка прилагается ниже). Образцы в этих прописях очень крупные, поэтому в руки малышу лучше всего дать цветные карандаши с толстым стержнем, фломастеры или маркер. Также при желании можно составить

НОТНЫЕ ПРОПИСИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ

Также в занятиях с детьми могут пригодиться карточки с изображением пауз. При желании можно также разработать музыкальную азбуку с паузами. А карточки с паузами мы уже заготовили.

НОТНЫЕ КАРТОЧКИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ

Традиционные задания по длительностям нот и паузам – это музыкально-математические примеры. Если вы с ними справляетесь быстро и «на ура», то обрадуйте нас своими успехами в комментариях. Успех в этих заданиях говорит о том, что базовые ритмические принципы вами усвоены.

Примеры с длительностями нот

музыкально-математические примеры с длительностями нот

Примеры с паузами

музыкально-математические примеры с паузами

На этой нотке, пожалуй, остановим урок на сегодня. Ритм в музыке – это такая вещь, которой нужно заниматься постоянно, а можно заниматься – бесконечно.


 

В следующих выпусках вы узнаете о том, как с помощью точек и специальных знаков можно удлинить обычные паузы. А пока, если у вас появились вопросы, напишите их в комментариях. Ваши сообщения не останутся без внимания.

В конце – традиционная «музыкальная пауза». Предлагаем вам послушать великолепные ритмичные Румынские танцы для скрипки и фортепиано Б. Бартока. Приятного прослушивания!

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Anna

    С Новым Годом Вас! Всего самого хорошего и позитивного в новом году!
    Интересный у Вас блог, буду заходить почаще:-)

    Ответить
  2. Алина

    Прочитала статью, попробовала сделать упражнения, и все не так сложно, как кажется! Чувствую я, что скоро благодаря вашим статьям, буду не настолько безнадежно темная в музыке :), спасибо, информация очень полезная и доступная.

    Ответить
    1. Алексей автор

      Алина, вы не представляете, как мы рады тому, что наши материалы работают! 🙂

      Ответить
  3. Lora

    Музыку люблю, особенно классическую, но только слушать. А вот в нотной грамоте полный профан… ну что же — кто чему учился…

    Ответить
  4. Рони

    Я так счастлива что нашла ваш блог!:) Так получилось что на первый год занятий сольфеджио меня определили в группу с детьми занимавшимися музыкой примерно 5 лет и конечно же они уже знают гораздо больше меня. Приходится очень трудно это как язык учить подумывала даже бросить. Но тут я нашла этот блог и все что раньше вызывало трудности мне стало понятным. Огромное спасибо:3

    Ответить
    1. Алексей автор

      Здорово! Мы тоже очень радуемся, когда наши материалы срабатывают!

      Ответить
  5. Александр

    Спасибо Вам большое за доступность понимания!

    Ответить
  6. Ильшат

    С Вашей помощью я смог доступно объяснить тему пауз своему другу,который учится играть на саксофоне самостоятельно. Сам я с музыкальным образованием,но так как Вы, доступно и легко, я не смог ему объяснить. Спасибо!

    Ответить
  7. Дарья

    Замечательные статьи, очень всё просто, понятно, упражнения такие простые, что я радуюсь, как ребёнок, всё получается))
    Спасибо огромное!

    Ответить
  8. Антонина

    Всё, в целом, очень даже хорошо, особенно объяснение, как отличить целую и половинную паузу (эта путаница — проблема не только начинающих, извините, и до такой степени, что я, знакомая с этими паузами 40 лет, вынуждена была для себя выработать «методику» их отличия: если мне хочется сказать, что пауза половинная — значит, она целая, и наоборот. Ну, просто потому, что, по моей логике, «лежать» должна целая, потому что она тяжелее. Но теперь, благодаря Вам, я их уже точно никогда не перепутаю!). Особенно большое спасибо за нотно-паузную «математику» — примеры на сложение-вычитание. Потому что как-то складывать в голову приходит, а вот вычитать — нет. Но, учитывая Ваше стремление к наибольшей простоте и наглядности, помимо данных комментариев, для большего удобства, чёткости откладывания в голове и ясности, стоило бы, всё-таки, поместить все паузы рядом, на одном нотном стане — как в Википедии. Вы, конечно же, скажете: «Ну, это ж уже там есть, Вы сами заметили, зачем же повторяться?». Но ведь и прочее (до Вас) уже тоже где-то когда-то было. Отчего ж не обобщить? Может быть ещё стоило бы кратко осветить вопросы пауз с точками и размещения их в 2-хголосии — это ж тоже и интересно, и полезно, а то, как-то, (не машинально, а осознанно), начинаешь нотный текст воспринимать как живую ткань только годам к 40, а то — чуть посложнее, уже всё, смотришь, как на малопонятную перфокарту с едва знакомыми элементами. Хотя, может, я одна такая отсталая, потому что в ДМШ, а не в ССУЗе преподаю?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Спасибо за отзыв и дельные советы! Совершенству нет предела, при возможности попробуем внести предложенные вами пункты.

      Ответить