Гармонические и мелодические интервалы в музыке

Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.

Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.

Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.

Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).

гармонические и мелодические интервалы

Как различать интервалы на слух?

Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?

Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.

Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.

Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)

Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.

Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):

  • Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
  • Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
  • Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
  • Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
  • Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
  • Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
  • Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
  • Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.

В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.

ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ

интервалы в картинках для детей

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».

К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.

разделение интервалов на консонансы и диссонансы

Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:

  • Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
  • Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
  • Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
  • Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
  • Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
  • Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
  • Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
  • Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.

Запоминаем интервалы по песням

Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.

Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:

Интервал

Интонирование вверх Интонирование вниз

Чистая прима

Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells»
Малая секунда Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг»

Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40»

Большая секунда

Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка»

Малая терция

Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки
Большая терция Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой»

Детская песня «Чижик-Пыжик»

Чистая кварта

Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» Детская песня «В траве сидел кузнечик»
Чистая квинта Русская народная песня «По малину в сад пойдем»

Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается»

Малая секста

Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена Инструментальная мелодия «История любви»
Большая секста Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»

Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне»

Малая септима Романс Варламова «Горные вершины»

Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.

Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!

Комментарии 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *