Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Как различать интервалы на слух?
Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?
Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.
Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.
Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)
Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.
Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):
- Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
- Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
- Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
- Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
- Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
- Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
- Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
- Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.
В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.
ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ
Консонансы и диссонансы в музыке
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
- Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
- Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
- Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
- Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
- Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
- Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
- Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
- Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.
Запоминаем интервалы по песням
Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.
Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:
Интервал |
Интонирование вверх | Интонирование вниз |
Чистая прима |
Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells» | |
Малая секунда | Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг» |
Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40» |
Большая секунда |
Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» | Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка» |
Малая терция |
Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия | Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки |
Большая терция | Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой» |
Детская песня «Чижик-Пыжик» |
Чистая кварта |
Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» | Детская песня «В траве сидел кузнечик» |
Чистая квинта | Русская народная песня «По малину в сад пойдем» |
Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается» |
Малая секста |
Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена | Инструментальная мелодия «История любви» |
Большая секста | Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» |
Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне» |
Малая септима | Романс Варламова «Горные вершины» |
Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.
Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!
Очень хорошие примеры песен для запоминания интервалов!
Мне интересно, почему люди, знающие теорию музыки на отлично, не умеют создавать красивые и приятные мелодии.
Потому что они секунду чувствуют как ёжика.