Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.
Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.
Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.
Народные песни Италии
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.
Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.
Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.
Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.
Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто, – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.
Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia», или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula», который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.
Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).
Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. Музыкальный размер 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.
Народные танцы Италии
Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.
Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.
Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.
Близкий по духу к гальярде другой танец – сальтарелла – родился в центральной Италии (области Абруццо, Молизе и Лацио). Название ему дал глагол saltare – «прыгать». Этот парный танец сопровождался музыкой с размером 6/8. Его исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая. Лексика танца включает череду двойных шагов и поклонов, с переходом на каданс. Его танцуют на современных карнавалах.
Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».
Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.
Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.
Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.
Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.
Музыкальные инструменты
Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.
В письменных свидетельствах мандола упоминается с XII столетия, возможно, её изготовили как более простой вариант лютни (с греческого так и переводится – «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина», а мандолиной называли маленькую мандолу. Этот инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон, а не в октаву.
Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.
В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.
Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.
Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.
Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.
Автор – Элифейя