Как запомнить знаки в тональностях?

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

  • 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
  • 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
  • 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).

система музыкальных тональностей

Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).

параллельные тональности

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

фа мажор и ре минор

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

параллельные тональности соль минор и си-бемоль мажор

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

как различать диезные и бемольные тональности

И ещё раз повторим ПРАВИЛА. Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.

порядок диезов и порядок бемолей

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой,  иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

правило запоминания диезов

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

ОТВЕТЫ:

  • Ля мажор – тоника «ля», последний диез – «соль», всего диезов – 3 (фа, до, соль);
  • Си мажор – тоника «си», последний диез – «ля», всего диезов – 5 (фа, до, соль, ре, ля);
  • Фа-диез мажор – тоника «фа-диез», последний диез – «ми», всего диезов – 6 (фа, до, соль, ре, ля, ми).
    [свернуть]

Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях

В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.

правило запоминания бемолей

Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

определяем количество бемолей в ля-бемоль мажоре

Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.

определяем знаки в соль-бемоль мажоре

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.

РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)

ОТВЕТЫ:

  • Си-бемоль мажор – всего 2 бемоля (СИ и ми);
  • Ми-бемоль мажор – всего 3 бемоля (си, МИ и ля);
  • Фа мажор – один бемоль (си), это тональность-исключение;
  • Ре-бемоль мажор – всего 5 бемолей (си, ми, ля, РЕ, соль).
    [свернуть]

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

в ля мажоре и фа-диез миноре диезы совпадают

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

в фа миноре и ля-бемоль мажоре бемоли совпадают

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

ОТВЕТЫ:

  • до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
  • си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
  • соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
  • до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
  • ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
  • ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.
    [свернуть]

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

До мажор // ля минор C-dur // a-moll нет знаков

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минор G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минор F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.


Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Комментарии 33

  • Огромное спасибо! Я учусь в муз.колледже и хотела бросить, так как очень трудно запоминать знаки в тональностях и понятия не имела как находить параллельные. Но случайно зашла на ваш сайт.Большое спасибо! Один раз прочла и навсегда запомнила! Спасибо!

    • Спасибо огромное Вам! Я начисто все забыла, а нужно срочно вспомнить для занятий музыкой — ура, как хорошо Вы объяснили!

    • А не легче ли запомнить кварто- квинтовый круг и от него определять количество диезов или бемолей в мажорной тональности от ноты до,а минорной тональности от ноты ля.Диезы идут в верх,бемоли идут вниз!

  • Да,я вообще в восторге!Сейчас внучку готовят к олимпиаде по сольфеджио,мне бы ей всё объяснить,как надо.Ну просто огромнейшая благодарность!

  • Огромное спасибо очень все теперь понятно.

  • Великолепная статья, все очень понятно! Готовлюсь сдавать экзамен, это очень помогло! Спасибо огромное) Всем удачи в новых этапах познания музыки)

  • Статья на вес золота!!!! Наконец-то я поняла как же высчитывать знаки при ключе!!! Огромное спасибо!!!

  • Большое спасмбо!Замечательный сайт!

  • Спасибо большое за представленный материал, все понятно и легко, вот так надо преподавать сольфеджио в муз.школах.

  • Я сразу учил знаки в каждой тональности, запоминая все раскладки на клавиатуре. Испробовал эти правила со всеми мажорами тональностями и у меня не совпадают знаки в тональностях D#, G#, A# с тем, если от каждой ноты строить гамму по формуле мажора. Если же брать эти тональности бемольными (Eb, Gb, Bb), то все совпадает. Был бы рад, если кто-нибудь бы помог мне узнать знаки по правилам в этих трех диезных тональностях.

    • В скитаниях понял, что нет тональностей D#, G#, A#. Но почему? Разве я её могу рассматривать Eb, Ab, Bb, со стороны диезов? Ведь есть же как C#, так и Db, как F#, так и Gb.

      • Егор, тональности Ре-диез мажор, Соль-диез мажор и др. существуют чисто теоретически, они появляются на втором витке спирали кварто-квинтового круга. Для практического применения эти тональности непригодны, так как в них количество знаков будет избыточным, затрудняющим чтение нот.

        Например, есть обычный Ре мажор, в нем, как известно, два диеза — фа и до; в Ре-диез мажоре все ноты будут с диезами, а фа и до будут с дубль-диезами (то есть дважды повышены). Вместо Ре-диез мажора удобнее использовать Ми-бемоль мажор, в котором всего три знака (три бемоля).

        Или другой пример — Соль-диез мажор. В обычном Соль мажоре — 1 диез (фа#), в Соль-диез мажоре все ноты будут с диезами, а звук фа — с дубль-диезом. Удобнее вместо этой тональности использовать Ля-бемоль мажор, которая по звучанию такая же; в ней всего четыре бемоля.

  • Спасибо. Все доходчиво.

  • Какое счастье, что я набрела Ваши объяснения давно уже позабытых тем по сольфеджио!!! Музыкальная школа окончена уже очень давно и не все уже помню, а дочка учится сейчас и такое доступное изложение материала огромная помощь в освоении премудростей теории музыки. Да и мне интересно вспомнить. Спасибо! Большое спасибо!

  • Америку не открыли. абсолютно также эту тему объясняют на уроках сольфеджио. просто не нужно их пропускать. и вот ещё… волосы дыбом встали на всех частях тела после комментария типа: «учусь в колледже, наконец-то поняла как это делать, а то бросать хотела». уж лучше бы бросили, чем такого «специалиста» выпустят…

  • Миссис Икс, зря Вы так. Америку здесь, конечно, не открыли, да и нет такой цели. Здесь простым и доступным языком объясняют всем желающим теорию музыки. Я сама преподаю в музшколе и в музколледже и столкнулась с тем, что на вокальное, оркестровое и народное отделения колледжей во многих городах принимают студентов со слабыми знаниями теории музыки, а во многих учебных заведениях низшего звена сольфеджио вообще не преподают (только вокал и спец.инструмент, да-да!). И как быть тем ребятам, которые любят музыку и хотят учиться дальше, а в теории огромные пробелы? вот и хотят бросать. Но спасибо в том числе большое этому сайту, что не бросают!:))

  • откуда 30 тональностей?! их же 24 всегда было…

    • Не понимаю, откуда вы взяли, что тональностей 24? 24 по звучанию + к тональностям с числом знаков 5, 6 и 7 есть еще энгармонически равные (6 пар).

    • А мне сдаётся , что всего 12, от 12 звуков. А что минор или мажор, так это оттенки от основного звука

      • Вам близка позиция композитора Пауля Хиндемита

  • Спасибо Вам большое! А у Вас есть странчка в ВК?

  • Очень жаль, что в свое время, когда учился в музыкалке, не встретился человек, который вот так по-простому указал на «правила» определения тональностей по знакам. В условиях ограниченного времени, читал Способна в метро, рассматривал квинтовый круг — никак не мог запомнить. А теперь просто пользуюсь. Большое спасибо, от Вашей статьи пользы больше , чем от годового курса сольфеджио музыкалки.

  • Очень помогли подготовиться к экзаменам, теперь не так боюсь теории 🙂 Спасибо за понятную статью!

  • Очень хорошо обьясняет. Спасибо.

  • закончил муз.школу 15 лет назад ,но так и не мог запомнить знаки в тональностях,а здесь понятно и удобно расписана методика,благодарю за объяснение, усвоил)))

  • Мнемоническое правило:

    Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си — в ключ диезы занеси.
    Вот бемольная строфа — Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

    • К моей печали, когда я нашел ваш комментарий, понял, что у вас не совсем мнемоника. А так хотелось найти на русском. Мнемоника это логичное предложение, где в каждом слове зашифрована нота. А у вас в любом случае учится «не понятный порядок нот», и затем что-то еще. Эх.
      На русском мнемонику я не нашел, а сам выдумывать не стал.

      Но зато нашел на английском: (F)ather (C)harles (G)oes (D)own (A)nd (E)nds (B)attle — «Отец Чарльз спустился вниз и завершил битву» — в скобках указаны ноты.
      F — Фа, С — До, G — Соль, D — Ре, A — Ля, E — Ми, B — Си

      Тоже самое и для бемолей: Battle Ends and Down goes Charles’ Father.

  • Очень вам благодарна! Я закончила только два года музыкальной школы и через 57 лет села за фортепьяно! Сейчас мне 67! Играю! Много старых учебников,но грамоту не помню.Понятных учебников не нашла.Распечатала ваши очень понятные правила в цвете-вот так надо излагать -лучше всяких учебников! Для начальных знаний пока для меня достаточно.Еще раз-большое спасибо!

    • Tak my podruzki.Ja toze nacinaju potcti s 0.Mnogoe nado vspominat’,povtoriat’,utcitsa.
      Etot urok mne toze v pol’zu.Udatci i terpenija Vam v krasivoij,prijatnoj rabote.

  • Хорошо быть умником и обсирать всех тупых типа меня и мне подобных, а я так скажу, для меня все уроки хороши и полезны, что-то у одних полезное возьму что-то у других и так грызу камень знаний. С полного нуля за пол года сидя на пенсии осваиваю пианино и уже многого достиг и могу читать ноты с листа, немного медленно но уверено и надеюсь что ребята создающие для нас несмышленных понятные уроки не оставят нас в одиночестве. С уважением Алексей!

  • Ага, хорошо говорить: не надо пропускать уроки сольфеджио.. А если ребенок болел и всё же пропустил? А у меня только год обучения, я не могу сама ему объяснить, а здесь всё так понятно и подробно описано. Огромное спасибо автору!

  • последовательность бемолей и диезов легко запомнить по формуле: 1 2 3 4 5 6 7 — четные по порядку до — ре — ми. нечетные продолжают четные фа — соль — ля — си. еще раз — 1 2 3 4 5 6 7 = 1 до 3 ре 5 ми 7 = фа до соль ре ля ми си

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *