В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.
Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.
Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.
Сколько всего тональностей в музыке?
Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:
- 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
- 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
- 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).
Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).
Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.
Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.
Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.
Как различать диезные и бемольные тональности по названию?
Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.
Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!
В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).
В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).
И ещё раз повторим ПРАВИЛА. Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).
Порядок диезов и порядок бемолей
Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.
Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.
Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.
Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.
Определяем знаки в диезных мажорных тональностях
В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.
Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).
Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.
РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?
- Ля мажор – тоника «ля», последний диез – «соль», всего диезов – 3 (фа, до, соль);
- Си мажор – тоника «си», последний диез – «ля», всего диезов – 5 (фа, до, соль, ре, ля);
- Фа-диез мажор – тоника «фа-диез», последний диез – «ми», всего диезов – 6 (фа, до, соль, ре, ля, ми).
[свернуть]
Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях
В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.
Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).
Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.
РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)
- Си-бемоль мажор – всего 2 бемоля (СИ и ми);
- Ми-бемоль мажор – всего 3 бемоля (си, МИ и ля);
- Фа мажор – один бемоль (си), это тональность-исключение;
- Ре-бемоль мажор – всего 5 бемолей (си, ми, ля, РЕ, соль).
[свернуть]
Как определить знаки в минорных тональностях?
Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.
ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.
Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).
Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.
РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.
- до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
- си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
- соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
- до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
- ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
- ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.
[свернуть]
Таблица «Тональности и их знаки при ключе»
А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.
ТОНАЛЬНОСТИ |
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ | ЧИСЛО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ |
|||
До мажор // ля минор | C-dur // a-moll | нет знаков | |
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Соль мажор // ми минор | G-dur // e-moll | 1 диез | Фа |
Ре мажор // си минор | D-dur // h-moll | 2 диеза | Фа, до |
Ля мажор // фа-диез минор | A-dur // fis-moll | 3 диеза | Фа, до, соль |
Ми мажор // до-диез минор | E-dur // cis-moll | 4 диеза | Фа, до, соль, ре |
Си мажор // соль-диез минор | H-dur // gis-moll | 5 диезов | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор // ре-диез минор | Fis-dur // dis-moll | 6 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор // ля-диез минор | Cis-dur // ais-moll | 7 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Фа мажор // ре минор | F-dur // d-moll | 1 бемоль | Си |
Си-бемоль мажор // соль минор | B-dur // g-moll | 2 бемоля | Си, ми |
Ми-бемоль мажор // до минор | Es-dur // c-moll | 3 бемоля | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор // фа минор | As-dur // f-moll | 4 бемоля | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор | Des-dur // b-moll | 5 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор | Ges-dur // es-moll | 6 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор | Ces-dur // as-moll | 7 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.
Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.
Огромное спасибо! Я учусь в муз.колледже и хотела бросить, так как очень трудно запоминать знаки в тональностях и понятия не имела как находить параллельные. Но случайно зашла на ваш сайт.Большое спасибо! Один раз прочла и навсегда запомнила! Спасибо!
Спасибо огромное Вам! Я начисто все забыла, а нужно срочно вспомнить для занятий музыкой — ура, как хорошо Вы объяснили!
А не легче ли запомнить кварто- квинтовый круг и от него определять количество диезов или бемолей в мажорной тональности от ноты до,а минорной тональности от ноты ля.Диезы идут в верх,бемоли идут вниз!
Да,я вообще в восторге!Сейчас внучку готовят к олимпиаде по сольфеджио,мне бы ей всё объяснить,как надо.Ну просто огромнейшая благодарность!
Огромное спасибо очень все теперь понятно.
Великолепная статья, все очень понятно! Готовлюсь сдавать экзамен, это очень помогло! Спасибо огромное) Всем удачи в новых этапах познания музыки)
Статья на вес золота!!!! Наконец-то я поняла как же высчитывать знаки при ключе!!! Огромное спасибо!!!
Большое спасмбо!Замечательный сайт!
Спасибо большое за представленный материал, все понятно и легко, вот так надо преподавать сольфеджио в муз.школах.
Я сразу учил знаки в каждой тональности, запоминая все раскладки на клавиатуре. Испробовал эти правила со всеми мажорами тональностями и у меня не совпадают знаки в тональностях D#, G#, A# с тем, если от каждой ноты строить гамму по формуле мажора. Если же брать эти тональности бемольными (Eb, Gb, Bb), то все совпадает. Был бы рад, если кто-нибудь бы помог мне узнать знаки по правилам в этих трех диезных тональностях.
В скитаниях понял, что нет тональностей D#, G#, A#. Но почему? Разве я её могу рассматривать Eb, Ab, Bb, со стороны диезов? Ведь есть же как C#, так и Db, как F#, так и Gb.
Егор, тональности Ре-диез мажор, Соль-диез мажор и др. существуют чисто теоретически, они появляются на втором витке спирали кварто-квинтового круга. Для практического применения эти тональности непригодны, так как в них количество знаков будет избыточным, затрудняющим чтение нот.
Например, есть обычный Ре мажор, в нем, как известно, два диеза — фа и до; в Ре-диез мажоре все ноты будут с диезами, а фа и до будут с дубль-диезами (то есть дважды повышены). Вместо Ре-диез мажора удобнее использовать Ми-бемоль мажор, в котором всего три знака (три бемоля).
Или другой пример — Соль-диез мажор. В обычном Соль мажоре — 1 диез (фа#), в Соль-диез мажоре все ноты будут с диезами, а звук фа — с дубль-диезом. Удобнее вместо этой тональности использовать Ля-бемоль мажор, которая по звучанию такая же; в ней всего четыре бемоля.
Спасибо. Все доходчиво.
Какое счастье, что я набрела Ваши объяснения давно уже позабытых тем по сольфеджио!!! Музыкальная школа окончена уже очень давно и не все уже помню, а дочка учится сейчас и такое доступное изложение материала огромная помощь в освоении премудростей теории музыки. Да и мне интересно вспомнить. Спасибо! Большое спасибо!
Америку не открыли. абсолютно также эту тему объясняют на уроках сольфеджио. просто не нужно их пропускать. и вот ещё… волосы дыбом встали на всех частях тела после комментария типа: «учусь в колледже, наконец-то поняла как это делать, а то бросать хотела». уж лучше бы бросили, чем такого «специалиста» выпустят…
Аххахах, полностью соглашусь
Миссис Икс, зря Вы так. Америку здесь, конечно, не открыли, да и нет такой цели. Здесь простым и доступным языком объясняют всем желающим теорию музыки. Я сама преподаю в музшколе и в музколледже и столкнулась с тем, что на вокальное, оркестровое и народное отделения колледжей во многих городах принимают студентов со слабыми знаниями теории музыки, а во многих учебных заведениях низшего звена сольфеджио вообще не преподают (только вокал и спец.инструмент, да-да!). И как быть тем ребятам, которые любят музыку и хотят учиться дальше, а в теории огромные пробелы? вот и хотят бросать. Но спасибо в том числе большое этому сайту, что не бросают!:))
откуда 30 тональностей?! их же 24 всегда было…
Не понимаю, откуда вы взяли, что тональностей 24? 24 по звучанию + к тональностям с числом знаков 5, 6 и 7 есть еще энгармонически равные (6 пар).
А мне сдаётся , что всего 12, от 12 звуков. А что минор или мажор, так это оттенки от основного звука
Вам близка позиция композитора Пауля Хиндемита
Спасибо Вам большое! А у Вас есть странчка в ВК?
Очень жаль, что в свое время, когда учился в музыкалке, не встретился человек, который вот так по-простому указал на «правила» определения тональностей по знакам. В условиях ограниченного времени, читал Способна в метро, рассматривал квинтовый круг — никак не мог запомнить. А теперь просто пользуюсь. Большое спасибо, от Вашей статьи пользы больше , чем от годового курса сольфеджио музыкалки.
Очень помогли подготовиться к экзаменам, теперь не так боюсь теории 🙂 Спасибо за понятную статью!
Очень хорошо обьясняет. Спасибо.
закончил муз.школу 15 лет назад ,но так и не мог запомнить знаки в тональностях,а здесь понятно и удобно расписана методика,благодарю за объяснение, усвоил)))
Мнемоническое правило:
Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си — в ключ диезы занеси.
Вот бемольная строфа — Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
К моей печали, когда я нашел ваш комментарий, понял, что у вас не совсем мнемоника. А так хотелось найти на русском. Мнемоника это логичное предложение, где в каждом слове зашифрована нота. А у вас в любом случае учится «не понятный порядок нот», и затем что-то еще. Эх.
На русском мнемонику я не нашел, а сам выдумывать не стал.
Но зато нашел на английском: (F)ather (C)harles (G)oes (D)own (A)nd (E)nds (B)attle — «Отец Чарльз спустился вниз и завершил битву» — в скобках указаны ноты.
F — Фа, С — До, G — Соль, D — Ре, A — Ля, E — Ми, B — Си
Тоже самое и для бемолей: Battle Ends and Down goes Charles’ Father.
Очень вам благодарна! Я закончила только два года музыкальной школы и через 57 лет села за фортепьяно! Сейчас мне 67! Играю! Много старых учебников,но грамоту не помню.Понятных учебников не нашла.Распечатала ваши очень понятные правила в цвете-вот так надо излагать -лучше всяких учебников! Для начальных знаний пока для меня достаточно.Еще раз-большое спасибо!
Tak my podruzki.Ja toze nacinaju potcti s 0.Mnogoe nado vspominat’,povtoriat’,utcitsa.
Etot urok mne toze v pol’zu.Udatci i terpenija Vam v krasivoij,prijatnoj rabote.
Хорошо быть умником и обсирать всех тупых типа меня и мне подобных, а я так скажу, для меня все уроки хороши и полезны, что-то у одних полезное возьму что-то у других и так грызу камень знаний. С полного нуля за пол года сидя на пенсии осваиваю пианино и уже многого достиг и могу читать ноты с листа, немного медленно но уверено и надеюсь что ребята создающие для нас несмышленных понятные уроки не оставят нас в одиночестве. С уважением Алексей!
Ага, хорошо говорить: не надо пропускать уроки сольфеджио.. А если ребенок болел и всё же пропустил? А у меня только год обучения, я не могу сама ему объяснить, а здесь всё так понятно и подробно описано. Огромное спасибо автору!
последовательность бемолей и диезов легко запомнить по формуле: 1 2 3 4 5 6 7 — четные по порядку до — ре — ми. нечетные продолжают четные фа — соль — ля — си. еще раз — 1 2 3 4 5 6 7 = 1 до 3 ре 5 ми 7 = фа до соль ре ля ми си