Лад в музыке: мажор и минор

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

в музыке есть устойчивые и неустойчивые звуки

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

виды лада - мажор и минор

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

мажор и минор в картинках

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

название тональности складывается из обозначения ее тоника и лада

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

соль мажор начинается с ноты соль

ми минор начинается с ноты ми

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

строение мажорной гаммы

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

строение гаммы до мажор

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

полутона на клавиатуре пианино

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

тона и полутона на белых клавишах

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

черно-белые тона

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

целые тона на черных клавишах фортепиано

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

ре мажор начинается и заканчивается нотой ре

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

в ре мажоре два диеза

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

в фа мажоре 1 бемоль

в си мажоре 5 диезов

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).

в ми-бемоль мажоре 3 бемоля

в фа-диез мажоре 6 диезов

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с мажорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

строение минорной гаммы

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

гамма соль минор начинается и заканчивается звуком соль

Далее смотрим, какие расстояния между звуками:

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

в соль миноре два бемоля

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

гамма фа диез минор

гамма ля минор

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

до мажор и до минор в сравнении

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

соль мажор и соль минор в сравнении

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

устойчивые ступени - это первая, третья и пятая, остальные - неустойчивые

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

тоническое трезвучие - аккорд построенный на тонике, то есть на первой ступени

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

в мажоре тоническое трезвучие мажорное, а в миноре оно минорное

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

устойчивые и неустойчивые звуки в ре мажоре

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

устойчивые и неустойчивые звуки в до миноре


Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Комментарии 31

  • А какие ещё есть разновидности ладов в музыке, кроме мажора и минора?

    • Один из древнейших ладов, известный многим народам мира, — это пентатоника, в которой всего пять ступеней. Причём пентатоника тоже может быть различной — с полутонами (как, например, у японцев) или без полутонов (например, в татарской музыке). Есть и другие интересные лады — средневековые церковные (эолийский, дорийский, фригийский, ионийский, лидийский, миксолидийский). Наконец, есть такие лады, которые изобретаются самими композиторами (например, целотонная гамма).

      • Спасибо, очень понятное объяснение.
        Где можно найти другие лады? Ноты не могу найти. Подскажите, пожалуйста.

      • Со временем все о других ладах можно будет прочитать на нашем сайте. Пока же вы можете поискать информацию о таких ладах, как пентатоника, лидийский и миксолидийский мажор, дорийский и фригийский минор.

  • Большое спасибо за самое подробное и самое понятное изложение материала!Перелистала весь интернет и нашла в конце концов.Внучка учится во 2-м классе,приходится быть в «теме».Огромная благодарность!

    • А у меня дочь учится во 2-м классе, поэтому вот приходится тоже, как вы сказали, быть в теме:)Самое главное, что уже и сам нахожу изучение музыки делом интересным и занимательным)

  • Мне очень нравится ваш сайт, рада, что нашла его. Все объяснения здесь понятны и интересны. Ответы на свои вопросы ищу теперь только здесь.
    Прошу ответить на мои вопросы:
    Что такое диатоника в музыке?
    Чем отличаются понятия диатоники, лада, гаммы?
    Спасибо за ответы!

    • Спасибо за вопрос!

      Специально понятие диатоники в материалах сайта пока не рассматривалось. Вообще это связано с ладами — с натуральным мажором, с натуральным минором и другими «натуральными» ладами (есть целая группа так называемых «церковных» средневековых гамм, сюда же можно включить различные виды пентатоник, которые встречаются в музыке многих народов мира).

      Диатоника — это звукоряды, в строении которых преобладает движение по целым тонам. Противоположность диатоники — хроматика (вспомните хроматическую гамму, она построена по полутонам).

      Еще есть другие объяснения, касающиеся диатоники и хроматики. Диатоника — это развитие музыки в пределах одной тональности (например, все время музыка идет в до мажоре или все время в ми миноре) без признаков, без намека на какие-то другие тональности (такими намеками являются различные случайные диезы, бемоли и бекары; особенно, если их много). В хроматике же, наоборот, допустимо движение по различным тональностям (отклонения и модуляции, то есть переходы в другие тональности) с обязательным привлечением знаков этих побочных тональностей.

      Что касается различия понятий диатоники, лада и гаммы:

      Диатоника — это принцип, на котором можно построить лад (брать звуки, расположенные на расстоянии целого тона друг от друга, например).

      Лад — это система, которая получилась в результате этого строительства (например, определенным образом сочетаем тона и полутона, получаем натуральный мажор, по-другому их скомбинируем, получится натуральный минор и т.д.), подробнее мы уже рассмотрели этот вопрос в данном выпуске.

      Гамма — это ряд из всех звуков какого-либо лада, выстроенный по порядочку от какой-то конкретной ноты (например, гамма до натурального мажора — до, ре, ми, фа, соль, ля, си; гамма ре натурального мажора — ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре).

    • Спасибо за вопрос! Специально понятие диатоники в материалах сайта пока не рассматривалось. Вообще это связано с ладами — с натуральным мажором, с натуральным минором и другими «натуральными» ладами (есть целая группа так называемых «церковных» средневековых гамм, сюда же можно включить различные виды пентатоник, которые встречаются в музыке многих народов мира). Диатоника — это звукоряды, в строении которых преобладает движение по целым тонам. Противоположность диатоники — хроматика (вспомните хроматическую гамму, она построена по полутонам). Еще есть другие объяснения, касающиеся диатоники и хроматики. Диатоника — это развитие музыки в пределах одной тональности (например, все время музыка идет в до мажоре или все время в ми миноре) без признаков, без намека на какие-то другие тональности (такими намеками являются различные случайные диезы, бемоли и бекары; особенно, если их много). В хроматике же, наоборот, допустимо движение по различным тональностям (отклонения и модуляции, то есть переходы в другие тональности) с обязательным привлечением знаков этих побочных тональностей. Что касается различия понятий диатоники, лада и гаммы: Диатоника — это принцип, на котором можно построить лад (брать звуки, расположенные на расстоянии целого тона друг от друга, например). Лад — это система, которая получилась в результате этого строительства (например, определенным образом сочетаем тона и полутона, получаем натуральный мажор, по-другому их скомбинируем, получится натуральный минор и т.д.), подробнее мы уже рассмотрели этот вопрос в данном выпуске. Гамма — это ряд из всех звуков какого-либо лада, выстроенный по порядочку от какой-то конкретной ноты (например, гамма до натурального мажора — до, ре, ми, фа, соль, ля, си; гамма ре натурального мажора — ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре).
      Источник: https://muz-teoretik.ru/lad-v-muzyke-mazhor-i-minor/

  • Присоединяюсь к общим похвалам. Единственное место, где я нашла такое подробное и совершенно понятное объяснение. Спасибо вам огромное за гениальный материал. Я не преувеличиваю. Объяснить так, что даже человеку далекому от музыки стало понятно это гениальность. Музыкантов талантливых много, а вот учителей талантливых, способных понятно обхяснить очень мало. Просто счастлива, что вы есть.

    Хотела только спросить… Эти понятия в музыке — лад, тон, полутон, гамма, диез, бемоль. Они на всех языках звучат одинаково? Просто мне эту тему нужно объяснить теперь испанскому ребенку, которому не повезло с преподавателем музыки в школе, который ничего не объясняет, зато спрашивает. Помогите, пожалуйста, с терминологией

    • Спасибо за отзыв и за вопрос. Термины диез и бемоль наверняка звучат похоже; а вот с остальными сложнее: гамма — escala; тон — tono, полутон — semitono; но и это все предположительно, требует уточнения.

      Есть такая книга: Семиязычный словарь музыкальных терминов под редакцией Х. Лёхтмана. Попробуйте разыскать её и уточнить всю необходимую терминологию там.

      • Спасибо огромное за ответ! Вы очень-очень помогли. От всей души желаю вам успеха, сил и процветания.С вашего разрешения хотелось бы поделиться ссылкой на ваши статьи в соцсетях. Можно?

      • Конечно, это даже приветствуется!

  • В статье вводится понятие устойчивых и неустойчивых звуков. И, как аксиома, задается последовательность тех и других. А что значат эти устойчивости и, соответственно, неустойчивости? Для чего придумано такое разделение?

    • Музыка — искусство, связанное с движением. И в этом движении есть моменты относительного покоя — устойчивости, но есть также и моменты динамики, напряжения — неустойчивости. Само разделение устойчивых и неустойчивых звуков имеет природное, акустическое обоснование. Подробнее об этом вы можете почитать в статьях рубрики «Музыка и математика», которую на нашем сайте ведёт Роман Олейников. В практической деятельности музыканты используют разделение устойчивых и неустойчивых звуков для ориентирования в тональности, для того чтобы точно попадать в ноты и выразительно интонировать. Такое чувство тональности вырабатывается с помощью практических упражнений в курсе сольфеджио, одной из самых важных основ этой дисциплины, кстати, является изучение устойчивых и неустойчивых звуков.

  • О каких именно трезвучиях тут говорится?
    Вот цитата из вики:
    «Каждое трезвучие содержит <сокращено>.»

  • Большое вам спасибо! Учебников нет ,тоже все по интернету приходится искать для внучки и себя,чтобы понять и донести. Теперь транспонирование началось! вот уж арифметика, но интересно ,особенно при таком разъяснении.Еще раз спасибо!

  • Спасибо Вам огромное! С нуля села и разобралась в огромном «модуле». Теперь я могу помочь своему сыну. Весь интернет перерыла в поисках ответов на мои вопросы. А у Вас так все просто и понятно. Молодцы.

  • Прекрасно все объяснили. Спасибо!

  • «а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА)»
    Тут ошибка
    Тут нет диеза только у си, а не у ми. В этой гамме есть диезы у всех, кроме Си

  • «Тут принцип почти такой же, как и с #минорными# гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая»
    Ошибочка
    Должно быть – как и с #мажорной# гаммой

  • Поклон всем труженикам!
    Замечательное объяснение на вашем сайте. Просто перехожу на интересующие вопросы по ссылкам. Для меня новичка, как любят сейчас говорить — чайника, — все понятно😍
    Храни всех Господь 🙏

  • Я ХОЧУ НАПИСАТЬ МУЗЫКА МАЖОР

  • это класссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс!

  • а в до минор — там не маленькая буква t должна ?

  • Лад- это (что?) система (чего?) звуков определенным образом построенная (имеет строй) вокруг основного звука, самого устойчивого в данной системе, объединяющая в себе тенденции покинуть центр между тоникой и четвертой ступенью и центробежные вернуться в центр, возникающие пятой ступенью и тоникой.
    Главная функция каждой ступени показывать расстояние до тоники.
    Если расстояние до тоники меняется, значит возникает новая тоника, новая тональность.
    Лад- — фундаментальная тема теории музыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *