Несмотря на технологическое несовершенство инструментов и отсутствие средств искусственного звуковоспроизведения, античные цивилизации не мыслили своего существования без музыки, которая уже несколько тысяч лет назад слилась с повседневной жизнью людей.
Однако до нас дошли лишь крупицы наследия древних народов и в лучшем мы можем строить предположения о нем только по литературным источникам. Впрочем, музыкальное искусство Шумер и Династического Египта за катастрофическим недостатком таких источников практически невозможно воссоздать.
И все же археологи привнесли в современность маленькую частичку усопших эпох, а музыканты, основываясь на исторических описаниях, стараются заполнить пробелы в культурной хронологии человечества приблизительными представлениями. И мы предлагаем вам познакомиться с ними.
Митанни
(XVII–XIII века до нашей эры)
Хурритские гимны представляют собой целую коллекцию песен, записанных на небольших глиняных табличках, но ни одна из 36 таких табличек не сохранилась полностью. На данный момент они являются древнейшими сохранившимися музыкальными памятниками, создание которых относят к 1400-1200 годам до нашей эры.
Тексты написаны на языке хурритов – прародителей армянского народа, которые жили на территории современной Сирии, где основали свое государство Ханигальбат или Митанни. Их язык оказался настолько малоизученным, что трактовка слов гимнов до сих пор является предметом споров, равно как и музыка, поскольку специалисты приводят разные варианты расшифровок нотной клинописи.
Древняя Греция
(XI век до нашей эры – 330 нашей эры)
Музыка в Элладе играла огромную роль, в частности, она была одной из основных составляющих драматического повествования, поскольку в ту пору театральная постановка, помимо актеров, включала хор из 12-15 человек, который дополнял картину пением и танцами под аккомпанемент. Однако пьесы Эсхила и Софокла утратили этот элемент по дороге в наше время, и он может быть восполнен только с помощью реконструкции.
В настоящее время все древнегреческое музыкальное наследие представлено только одной композицией, известной как Эпитафия Сейкила, датированная первым веком нашей эры. Она была высечена на мраморной стеле вместе со словами, и благодаря крепости материала песня дошла до нас полностью, что делает ее самым старым законченным произведением.
Единственное неразборчивое место текста – это подпись: то ли Сейкил посвящал композицию жене, то ли представлялся сыном женщины по имени «Euterpos», однако сами слова песни вполне понятны:
Пока ты живешь – светись,
Не печалься вовсе.
Жизнь дается на короткий момент,
И время требует конца.
Древний Рим
(754 до нашей эры – 476 нашей эры)
В плане музыкального наследства римляне превзошли греков – одна из выдающихся суперкультур вовсе не оставила нотных записей, поэтому представления о ней мы можем формировать только на основе литературных источников.
Музыкальный арсенал Древнего Рима пополнялся за счет заимствований: лиру и китару одолжили у более искусных в этом ремесле греков, лютня пришла из Месопотамии, бронзовую римскую тубу, аналог современной трубы, подарили Этруски.
Кроме них использовались простейшие духовые флейты и панфлейты, ударные тимпаны, кимвалы, аналог тарелок, и кроталы, прародители кастаньет, а также гидравлический орган (гидравлос), который удивляет своей сложной конструкцией, непривычной для той эпохи, правда, за него следует поблагодарить все тех же эллинов.
Тем не менее, некоторые христианские музыкальные памятники можно причислить и к древнеримской эпохе, как бы кощунственно это ни звучало по отношению к последней в ряду непростых отношений павшего государства и новой религии, но только по части хронологии.
Амвросий Медиоланский (340–397), миланский эпископ, еще застал времена императора по факту объединенной страны, однако его произведения с безусловной культурной ценностью вряд ли стоит ассоциировать с Древним Римом, особенно с его расцветом.
Интересно все как примитивно было