Главные юбиляры музыкального мира в 2023 г. – Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. В компании с представителями русской культуры великие мастера Европы: немцы Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер, итальянцы Антонио Вивальди и Джузеппе Верди.
Царь-бас России – 150-летний юбилей Федора Шаляпина
Сегодня в это трудно поверить: сын казанского писаря, не получивший музыкального образования, стал певцом мировой величины, легендой русской оперы. Мощное звучание шаляпинского баса покорило Европу, докатилось до берегов Америки.
Петь Фёдор начинал в церковном хоре, там же постиг азы музыкальной грамоты. Мечта стать артистом привела его в Петербург, где голос Шаляпина оценил Савва Мамонтов и создал начинающему певцу все условия для творческого роста. Партии Мефистофеля из оперы «Фауст», Ивана Грозного из «Псковитянки» Римского-Корсакова, Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского стали визитной карточкой шаляпинского гения. Публику покоряли не только властная сила и бархатный тембр его голоса. Артист владел поистине гениальной способностью передавать голосом тончайшие оттенки чувств. Впечатление усиливала «живопись на собственной шкуре» – грим, который Шаляпин наносил на себя, добиваясь поразительного эффекта. Он не просто пел – он царствовал на сцене.
При Советской власти Шаляпин стал Народным артистом республики, но его репертуар был резко ограничен. «Дубинушка», «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской» – бас Шаляпина до сих пор олицетворяет неудержимость русской натуры. Талант гения был значительно шире, поэтому он покидает Советскую Россию. Проникновенные романсы «Сомнение» (М. Глинка), «Элегия» (Ж. Массне) в полной мере передают тоску певца на чужбине. Федор Иванович умер в 1938 г. в Париже. Полвека спустя его прах был перенесен на родину, которая вернула Шаляпину звание Народного артиста.
Учитель музыкальной правды – 210 лет Александру Даргомыжскому
Александру Сергеевичу Даргомыжскому выпала нелегкая судьба новатора в русской музыке. В творчестве он стремился к полному слиянию естественных интонаций речи с музыкальным сопровождением, что позволяло точнее и глубже передать внутренние переживания, психологию персонажа. Изящный, распевный речитатив его лучших опер – «Русалки» и «Каменного гостя» – не сразу оценила современная ему публика.
Вместе с тем, Даргомыжский был талантливым мелодистом – известность ему принесли романсы и песни. Композитор создал больше 100 вокальных миниатюр, в числе которых психологические монологи: «Я вас любил», «И скучно, и грустно», «Старый капрал», а также сатирические шедевры – «Червяк», «Титулярный советник».
Виртуоз эпохи барокко – 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди
А. Вивальди – первый итальянец, получивший признание в концертных залах Европы 17-18 вв. Он стал эталоном итальянского музыкального стиля – темпераментного, мелодичного, чарующего.
С детских лет Антонио научился виртуозно играть на скрипке – «ничего подобного (его игры) никогда раньше не было, и никогда больше не будет», — писали о нем современники. Однако он был не только выдающимся скрипачом своего времени. Вивальди проявил себя как:
- знаменитый капельмейстер – хор девочек под его руководством был настоящей достопримечательностью Венеции;
- успешный преподаватель консерватории, применявший индивидуальный подход в обучении игре на инструментах
- плодовитый композитор – создал около 500 инструментальных концертов, которые он сочинял быстрее, чем их копировали переписчики;
- автор и постановщик 50 опер – в то время это был новый жанр, сочетавший актерскую игру с пением и танцами.
Самое знаменитое произведение Вивальди – 4 скрипичных концерта под общим названием «Времена года». В 2023 г. этому шедевру исполняется ровно 300 лет. «Летняя гроза», «Весна пришла», «Сильный ветер», «Прогулка по льду» – чарующие звуки, напряженный ритм и динамичность пьес цикла не оставляют равнодушным и современного слушателя. Умер композитор в нищете. Рукописи его произведений обнаружены через 200 лет после смерти. Именно тогда стало ясно: Вивальди – музыкальный гений, творчество которого останется в веках.
Самый русский композитор – 150-летие Сергея Рахманинова
Первого апреля 2023 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – великого русского пианиста, композитора, дирижера. В связи с этим юбилеем в России текущий год объявлен годом музыки.
Вся жизнь композитора была наполнена драматичными, подчас фатальными событиями, для преодоления которых требовалось немалое мужество. В 1901 г. победив тяжелую депрессию, связанную с провалом его Первой симфонии, Рахманинов создает один из главных своих шедевров – Второй фортепианный концерт до минор, который имел блистательный успех. Это была музыкальная иллюстрация сокровенной русской жизни с её взлетами и падениями. Поверив в себя, композитор стал творить свободно и щедро:
- оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»;
- 4 концерта для фортепиано с оркестром, требующие особой виртуозности от пианиста;
- симфонии и оркестровые композиции «Утес», «Весна», «Колокола», которые принесли ему славу великого дирижера;
- фортепианные миниатюры: «Музыкальные моменты», «Прелюдии».
С.В. Рахманинов написал около 80 романсов. Особо любимыми для исполнителей и слушателей стали проникновенные гимны природе и любви: «Сирень», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица», «Весна идет».
В 1917 г. Рахманинов уехал из страны, охваченной революцией – «стал призраком, вечно бродящим по миру». Внутреннюю трагедию художника, оторванного от родных корней, отражает последнее произведение, написанное им за границей – «Симфонические танцы». Однако годы эмиграции стали и временем триумфа Рахманинова-пианиста. «Руки, которые стоят миллион» – так оценили мастерство русского маэстро журналисты на западе, где все меряется на деньги. Великий русский музыкант умер в Калифорнии в 1943 г. – прошло ровно 80 лет со дня его смерти.
Сумрачный германский гений – 210 лет Рихарду Вагнеру
Творчество Рихарда Вагнера – высший этап развития романтизма в европейской музыке. Он был одержим идеей преобразования мира посредством музыкальных образов. Считая, что слово не способно глубоко затронуть психику, он сделал ставку на мощное звучание музыки. Непрерывно нарастающий лейтмотив в исполнении симфонического оркестра, усиленного духовыми и ударными инструментами, приводит к невероятному накалу эмоций. Таковы его самые популярные произведения:
- Феерический «Полет валькирий» – один из главных шедевров симфонической классики.
- Увертюра к опере «Тангейзер» – проникновенный и грандиозный гимн любви как виду духовного подвига.
- Вступление к опере «Тристан и Изольда» – полная трагизма жалоба на невозможность счастья на земле.
На деньги фанатов композитору еще при жизни удалось построить театр в Байрейте, где до сих пор проходят вагнеровские фестивали. Завораживающий и мощный лейтмотив музыки Рихарда Вагнера не потерял своей эмоциональной силы в наши дни.
Они достойны памяти
Юбилярами 2023 г. являются еще два композитора. В мае исполнилось 190 лет со дня рождения немецкого романтика Иоганнеса Брамса – автора замечательной музыки: зажигательных «Венгерских танцев»; трогательной «Колыбельной»; невыразимо красивого и грустного «Романса» из Симфонии №3 и др. В октябре будет 210 лет Джузеппе Верди – королю итальянской и мировой оперы. Его лучшие произведения: «Отелло», «Аида», «Трубадур», «Травиата» – украшение репертуара любого современного театра. Яркие, мелодичные, полные страсти отрывки из его музыкальных драм превратились в хиты.
Автор – Лариса Ищенко