Альтовый и теноровый ключ относятся к ключам ДО, то есть таким ключам, которые указывают на ноту ДО первой октавы. Только привязаны эти ключи к разным линейкам нотного стана, поэтому в их нотной системе разные точки отсчета. Так, в альтовом ключе нота ДО пишется на третьей линейке, а в теноровом на четвертой.
Альтовый ключ
Альтовый ключ применяется, главным образом, для записи альтовой музыки, редко им пользуются виолончелисты, и еще реже другие музыканты-инструменталисты. Иногда альтовые партии могут быть написаны и в скрипичном ключе, если это удобно.
В старинной музыке роль альтового ключа была более важной, так как в обиходе находилось большее число инструментов, для которых запись в альтовом ключе была удобной. Кроме того, в музыке эпох Средневековья и Возрождения в альтовом ключе записывалась также и вокальная музыка, в последствие от этой практики отказались.
Диапазон звуков, которые записываются в альтовом ключе, это малая и первая октава целиком, а также некоторые ноты второй октавы.
Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе
- Нота ДО первой октавы в альтовом ключе пишется на третьей линейке.
- Нота РЕ первой октавы в альтовом ключе расположена между третьей и четвертой линейками
- Нота МИ первой октавы в альтовом ключе помещается на четвертой линейке.
- Нота ФА первой октавы в альтовом ключе «прячется» между четвертой и пятой линейками.
- Нота СОЛЬ первой октавы в альтовом ключе занимает пятую линейку нотного стана.
- Нота ЛЯ первой октавы альтового ключа находится выше пятой линейки, над нотным станом сверху.
- Ноту СИ первой октавы в альтовом ключе следует искать на первой добавочной линии сверху.
- Нота ДО второй октавы альтового ключа находится выше первой добавочной, над ней.
- Нота РЕ второй октавы, ее адрес в альтовом ключе – вторая вспомогательная линейка сверху.
- Нота МИ второй октавы альтового ключа пишется над второй дополнительной линейкой нотоносца.
- Нота ФА второй октавы в альтовом ключе занимает третью добавочную линейку нотоносца сверху.
Ноты малой октавы в альтовом ключе
Если ноты первой октавы в альтовом ключе занимают верхнюю половину нотного стана (начиная с третьей линейки), то ноты малой октавы пишутся ниже и занимают, соответственно, нижнюю половину.
- Нота ДО малой октавы в альтовом ключе пишется под первой добавочной линейкой.
- Нота РЕ малой октавы в альтовом ключе пишется на первой вспомогательной линии внизу.
- Нота МИ малой октавы альтового ключа расположена под нотным станом, под первой его основной линией.
- Ноту ФА малой октавы в альтовом ключе надо искать на первой основной линии нотного стана.
- Нота СОЛЬ малой октавы в альтовом ключе пишется в промежутке между первой и второй линейками нотоносца.
- Нота ЛЯ малой октавы альтового ключа занимает, соответственно, вторую линейку нотоносца.
- Нота СИ малой октавы, в альтовом ключе ее адрес – между второй и третьей линейками нотного стана.
Теноровый ключ
Теноровый ключ отличается от альтового лишь «точкой отсчета», так как в нем нота ДО первой октавы записывается не на третьей линейке, а на четвертой. Теноровый ключ применяется для фиксации музыки для таких инструментов, как виолончель, фагот, тромбон. Надо сказать, что партии этих же инструментов часто пишутся в басовом ключе, а теноровый ключ при этом используется эпизодически.
В теноровом ключе преобладают ноты малой и первой октавы, так же как и в альтовом, однако, по сравнению с последним, в диапазоне тенора высокие ноты встречаются гораздо реже (у альта — наоборот).
Ноты первой октавы в теноровом ключе
Ноты малой октавы в теноровом ключе
Запись нот в альтовом и теноровом ключе идет с разницей ровно на одну линейку. Как правило, чтение нот в новых ключах доставляет неудобство лишь на первых порах, затем довольно быстро музыкант привыкает и перестраивается на новое восприятие нотного текста с этими ключами.
На прощание сегодня мы вам покажем интересную передачу об альте. Передача из проекта «Академия занимательных искусств – Музыка». Желаем вам успехов! Заходите к нам почаще!