Многие с трудом запоминают, какие ступени повышаются или понижаются в различных ладах. А между тем построить любой лад можно гораздо проще, вовсе этого не запоминая.
Для начала послушаем, как звучат лады от ноты до:
Название лада |
Аудио-пример |
Число нот слева в пространстве кратностей |
Ионийский |
1 |
|
Дорийский |
3 |
|
Фригийский |
5 |
|
Лидийский |
0 |
|
Миксолидийский |
2 |
|
Эолийский |
4 |
|
Локрийский |
6 |
А теперь посмотрим, как ноты этих ладов располагаются в пространсте кратностей (ПК).
Можно заметить, две вещи:
- порядок нот на горизонтальной оси в ПК совпадает с порядком нот на кварто-квинтовом круге: правее расположен звук на квинту выше, левее – на квинту ниже;
- каждый лад – это прямоугольник из 7 нот. Несколько нот берутся слева от ноты до, остальные – справа.
Последний столбец в таблице показывает, сколько именно нот слева нужно взять, чтобы получить тот или иной лад. Кстати, порядок чисел в этом столбце тоже легко запомнить: сначала идут все нечетные (1, 3, 5), а потом все четные (0, 2, 4, 6).
Если нам нужно построить лад не от до, а от любой другой ноты, мы просто строим прямоугольник вокруг нее.
Например, нам нужно построить фригийский лад от фа-диез. Нет ничего проще.
- Ищем на оси фа-диез:
- Определяем с помощью первой таблицы, сколько нот слева нужно взять. В случае фригийского лада – это 5.
- Строим прямоугольник из 7 нот: 5 нот слева, сама фа-диез, и одна справа.
Лад готов!
Немного теории
Проще говоря: почему это так работает?
Почему горизонтальная ось в ПК похожа на кварто-квинтовый круг?
Вспомним, как строилось ПК.
По горизонтальной оси мы откладывали дуодецму за дуодецимой. Дуодецима – это составной интервал, квинта плюс октава, и поскольку смещение на октаву не меняет название ноты, мы получаем тот же порядок нот, что и на кварто-квинтовом круге.
Заметим, что на этой оси ноты с диезами расположены справа, а ноты с бемолями слева.
Что такое лады?
Встречаются различные обозначения этих музыкальных систем: церковные лады, лады народной музыки, натуральные лады, греческие, пифагорейские и т.д. Именно об этих ладах мы ведем речь. В современной литературе зачастую ладами называют и мажор с минором, и симметричные лады (Яворский, Мессиан) и практически любой набор нот, который был выбран для того или иного произведения. Эти «лады» стоит отличать от ладов народной музыки: принципы, по которым они строятся, как правило, сильно разнятся. Об отличиях между современной тональностью (мажор и минор) и старинным ладом мы подробно поговорим в следующей статье.
Все лады относятся к так называемым диатоническим системам.
Скорее всего, похожие (или в точности такие) системы существовали в музыке ещё в доистрическую эпоху, но письменно они зафиксированы, как минимум, начиная с Древней Греции.
Если необходимо аутентичное исполнение ладовой музыки, то играть ее надо не в привычном нам темперированном строе, а в пифагорейском (именно в нем воспроизводятся гаммы в первой таблице). Разница в их звучании микрохроматическая, заметить ее могут только профессионалы с хорошо тренированным слухом. Однако, разница эта весьма существенна с точки зрения построения музыкальных систем.
Почему лады так расположены в ПК?
В Античную эпоху музыкальные системы строились с использованием только двух базовых интервалов – октавы и дуодецимы, то есть с помощью простого деления струны на 2 и 3 части. Подробнее об этом можно почитать в статье «Строи в истории музыки».
Попробуем восстановить то, как это происходило.
Для начала композитор (или музыкант) выбирал один звук, например, звук открытой струны. Предположим, что это был звук до.
С помощью деления на 2, то есть смещения на октаву, мы не получим новых нот. Следовательно, единственный способ получить новые ноты – это делить (умножать) длину струну на 3. Все ноты, которые мы получим таким образом, будут располагаться на горизонтальной (дуодецимальной) оси в ПК именно так, как нарисовано на рис.1.
Получается, что лад – это просто 7 ближайших звуков.
Можно выбрать, кроме исходного, 6 звуков по дуодецимам вверх (слева по графику), можно 6 звуков по дуодецимам вниз (вправо по графику), а можно некоторые вверх, а остальные вниз. Всё равно это будут 7 гармонически ближайших друг к другу звуков.
Что ещё можно определить с помощью ПК?
В ПК для любого лада от любой ноты мы сразу видим, сколько знаков альтерации у нас будет. Более того, мы видим, какие именно ноты будут альтерированы, и будут ли они повышены (диез) или понижены (бемоль).
В нашем примере с фригийским ладом от f# знаков альтерации будет 2, это будут два диеза, и повысить нам нужно ноты фа и до.
Можно решить и обратную задачу: если известно, от какой ноты мы строим лад, и сколько в нем знаков альтерации, то нарисовав прямоугольник в ПК, мы определим, что это за лад.
Ещё с помощью ПК можно легко получить гамму любого лада. Конечно, можно просто выписать все ноты из прямоугольника, а потом расположить их по возрастанию, но можно сделать это и графически.
Правило простое – скачем через один.
Для примера возьмем ионийский лад от соль.
Алгоритм построения прежний: ищем соль, откладываем влево столько нот, сколько указано в таблице (в данном случае 1), строим прямоугольник из 7 нот.
А теперь построим гамму.
Начинаем с исходной (буквенное обозначение — g) и скачем вправо через одну ноту.
Когда упираемся в правый край рамки, продолжаем отсчет слева.
И продолжаем скачки через ноту, пока ноты не закончатся.
Пройдя по этим стрелочкам, мы получим гамму: g – a – h – c – d – e – f#.
Этот способ будет работать для любого лада от любой ноты.
Возьмем, казалось бы, запутанный случай – эолийский лад от до.
Как видим, и в нем тот же принцип срабатывает, просто через правый край приходится переходить несколько раз. Гамма, если пройти по стрелочкам, будет: c – d – eb – f – g – ab – b.
ПК оказалось очень удобной вещью для ответа на вопрос: что такое лады и почему они строятся именно так? Да и с практической точки зрения определять число диезов и бемолей гораздо проще по рисунку, чем запоминать их для каждого лада от каждой ноты.
А справится ли ПК с различными видами мажора и минора, мы узнаем в следующей статье.
Автор — Роман Олейников