Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.
Основы лада и тональности в музыке
Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор.
Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой, и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.
Тональности имеют названия, по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).
Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).
Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).
А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.
Параллельные тональности
Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.
Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.
Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.
Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.
Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.
Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!
А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.
Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).
Ещё примеры параллельных тональностей:
- РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
- ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
- ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
- СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.
Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?
Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?
Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.
Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.
Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.
Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.
Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!
Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.
Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.
Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.
Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.
Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?
Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?
То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
ИХ ЗНАКИ |
||
МАЖОР |
МИНОР | СКОЛЬКО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1) |
|||
До мажор | ля минор | нет знаков | нет знаков |
ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7) |
|||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | фа |
Ре мажор | си минор | 2 диеза | фа до |
Ля мажор | фа-диез минор | 3 диеза | фа до соль |
Ми мажор | до-диез минор | 4 диеза | фа до соль ре |
Си мажор | соль-диез минор | 5 диезов | фа до соль ре ля |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диезов | фа до соль ре ля ми |
До-диез мажор | ля-диез минор | 7 диезов | фа до соль ре ля ми си |
ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7) |
|||
Фа мажор | ре минор | 1 бемоль | си |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 бемоля | си ми |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 бемоля | си ми ля |
Ля-бемоль мажор | фа минор | 4 бемоля | си ми ля ре |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 бемолей | си ми ля ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 бемолей | си ми ля ре соль до |
До-бемоль мажор | ля-бемоль минор | 7 бемолей | си ми ля ре соль до фа |
Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания – СКАЧАТЬ
На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.
Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.
Замечательная статья! Жду новых. Спасибо сайту) Помогает здорово в понимании.
Огромное спасибо! Очень понятный удобный материал! И мультоформление к месту!
пока для меня это самый понятный и подробный вариант изложения материала, спасибо.
Спасибо за такое разъеснение! Очень понятным языком объснено.
Занимательно, познавательно, интересно,увлекательно 🙂
Огромное «благодарю» 🙂
Подскажите, чем отличаются Си мажор от До-бемоль мажора?
Почему идёт разговор только о двух параллельных? Если играть две гаммы до мажор и ля минор эолийский, то это параллелность. А почему не будет параллельностью до мажор Ионийский и ре минор дорийский. Или ми минор фригийский?
Потому что мажор с минором и лады типа эолийский, фригийский и т.д. представляют разные ладовые системы.
Спасибо! Все очень наглядно и понятно.
Написано доступным языком. Спасибо, теперь гаммы не выглядят такими сложными
Спасибо огромное за статью! Это самое понятное объяснение, которое я читала. А идёт уже второй час выполнения домашки по сольфеджио )))) спасибо!
Спасибо огромное! Разжевали так сказать)
Но можно свой вклад тоже внести в ваш труд. Чисто математически если считать, тональностей должно быть больше, т.к. нот всего 12. И если построить от каждой ноты мажорные и минорные тональности, то их должно получится 48 . Куда подевались еще 18 штук?
Подсказку нашел в интернете конечно же).
Эти тональности называются — НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ, т.к. знаков альтерации там больше семи (дубль-диезы и дубль-бемоли), что является затруднительным делом при чтении нот.
Еще раз СПАСИБО за ваш материал!
Потому, что интервалы между некоторыми (основными) нотами, составляет в малую секунду, равную пол тона. Такие интервалы встречаются между нотами — си и до, — ми и фа. То есть получается что нота си диез, это та же нота до, а нота до бемоль это нота си, так же получается и в случае с нотами ми и фа.
Подскажите, чем отличаются Си мажор от До-бемоль мажора или До-диез мажор от Ре-бемоль мажора?
Здравствуйте, Сергей! По звучанию эти тональности одинаковы, различаются они наименованием тоники и всех остальных ступеней, количеством и правописанием знаков. В нотной записи эти тональности по-разному воспринимаются. Тональности с 7-ю знаками не очень часто встречаются в музыкальных произведениях в качестве основных, но часто фигурируют в качестве побочных: например, при отклонениях или модуляциях. И в этих случаях для удобства нотной записи становится важным то, с какими тональностями мы работаем — бемольными или диезными. Например, из фа-диез минора намного удобнее оформить переход в до-диез мажор, нежели в ре-бемоль мажор.
Автор, благодарю!
гут!!доходчиво!
Ваш сайт лучший по сольфеджио) Дай Бог здоровья автору.