Интервалов в музыке всего 15 штук. Восемь из них (от примы до октавы) называются простыми, их в музыкальных пьесах и песнях мы встречаем чаще всего. Остальные семь – это составные интервалы. Составными они являются потому, что как бы сложены из двух простых интервалов – октавы и еще какого-нибудь интервала, которых присоединяется к этой октаве.
О простых интервалах мы уже достаточно много говорили ранее, а сегодня разберемся со второй половиной интервалов, про которые большинство учащихся музыкальных школ не знают или просто забывают об их существовании.
Названия составных интервалов
Составные интервалы, точно так же, как и простые, обозначаются числами (от 9 до 15) и для их называний тоже используются имена числительные на латинском языке:
9 – нона (интервал в 9 ступеней)
10 – децима (10 ступеней)
11 – ундецима (11 ступеней)
12 – дуодецима (12 ступеней)
13 – терцдецима (13 ступеней)
14 – квартдецима (14 ступеней)
15 – квинтдецима (15 ступеней)
У любого интервала есть количественная и качественная величина. И в данном случае числовое обозначение показывает охват интервала, то есть количество ступеней, которое нужно пройти от нижнего звука до верхнего. Из-за качественной величины интервалы разделяются на чистые, малые, большие, увеличенные и уменьшенные. И к составным интервалам это тоже в полной мере относится.
Из чего складываются составные интервалы?
Составные интервалы всегда шире октавы, поэтому первый элемент – это чистая октава. Над ней надстраивается еще какой-нибудь простой интервал от секунды до еще одной октавы. Что в результате получается?
Нона (9) – это октава + секунда (8+2). И так как секунда может быть малой или большой, то нона тоже бывает в разновидностях. Например: ДО-РЕ (все через октаву) – это большая нона, так как к чистой октаве мы прибавили большую секунду, а ноты ДО и РЕ-БЕМОЛЬ, соответственно, образуют малую нону. Приводим вам примеры больших и малых нон от разных звуков:
Децима (10) – это октава и терция (8+3). Децима также может быть большой и малой в зависимости от того, какую терцию прибавили к октаве. Например: РЕ-ФА – малая децима, РЕ и ФА-ДИЕЗ – большая. Примеры разных децим, построенных от всех основных звуков:
Ундецима(11) – это октава + кварта (8+4). Кварта чаще всего бывает чистой, поэтому ундецима тоже чистая. При желании можно, конечно, сделать и уменьшенную, и увеличенную ундециму. Например: ДО-ФА – чистая, ДО и ФА-ДИЕЗ – увеличенная, ДО и ФА-БЕМОЛЬ – уменьшенная ундецима. Примеры чистых ундецим от всех «белых клавиш»:
Дуодецима (12) – это октава + квинта (8+5). Дуодецимы чаще чистые. Примеры:
Терцдецима (13) – это октава + секста (8+6). Так как сексты существуют большие и малые, то и терцдецимы бывают точно такие же. Например: РЕ-СИ – большая терцдецима, а МИ-ДО –малая. Еще примеры:
Квартдецима (14) – это октава и септима (8+7). Аналогично – есть большие и малые. В нотных примерах для удобства нижний голос пришлось написать в басовом ключе:
Квинтдецима (15) – это две октавы, октава + еще одна октава (8+8). Примеры:
И покажем еще один нотный пример: соберем в нем все составные интервалы, построенные от нот ДО и РЕ. Будет хороши видно, как с увеличением числа интервала, сам интервал постепенно расширяется, а его звуки постепенно удаляются друг от друга.
Таблица составных интервалов
Для большей наглядности давайте составим таблицу составных интервалов, в которой будет четко видно, какие их разновидности возможны, как они образуются и как обозначаются.
Интервал | Состав | Виды | Обозначения |
нона | октава + секунда | малая | м.9 |
большая | б.9 | ||
децима | октава + терция | малая | м.10 |
большая | б.10 | ||
ундецима | октава + кварта | чистая | ч.11 |
дуодецима | октава + квинта | чистая | ч.12 |
терцдецима | октава + секста | малая | м.13 |
большая | б.13 | ||
квартдецима | октава + септима | малая | м.14 |
большая | б.14 | ||
квинтдецима | октава + октава | чистая | ч.15 |
Составные интервалы на фортепиано
Когда вы учитесь, то интервалы полезно не только строить в нотах, но также и проигрывать на фортепиано. Для упражнения поиграйте составные интервалы от ноты ДО на пианино и послушайте, как они звучат. Можно пока играть, не выделяя разновидностей, главное – запомнить названия и сам принцип построения.
Ну как? Разобрались? Если да, то отлично! В следующих выпусках мы поговорим о том, чем различаются гармонические и мелодические интервалы и как различать их на слух. Чтобы ничего не пропустить – вступайте в нашу группу ВКонтакте.
в википедии есть табличка
там есть ув. и ум. интервалы
например, малая секунда=увеличенная прима (количество полутонов=2)
а не знаете ли случайно, чему равна малая терцдецима (20 полутонов)?
ведь ув. дуодецима=ум. терцдецима
а большая терцдецима=ум. квартдецима
получается, что малая терцдецима ничему не равна
Чтобы разобраться в вашем вопросе, для начала нужно вспомнить из чего сложены эти интервалы.
дуодецима = чистая октава + квинта
терцдецима = чистая октава + секста
квартдецима = чистая октава + септима
Количество полутонов в этой таблице, по всей видимости, посчитано неправильно. Подсчитаем еще раз. Чистая октава — это 6 тонов (12 полутонов); чистая квинта — 3,5 тона (7 полутонов); секста бывает малой и большой (8 и 9 полутонов, соответственно); септима также бывает малой и большой (10 и 11 полутонов). Если интервал уменьшенный — минус один полутон от малого или чистого интервала; если увеличенный — плюс один к большому или чистому.
Итак:
Увеличенная дуодецима = октава (12) + ув. квинта (7+1) = 20 полутонов (например, до — соль-диез)
Уменьшенная терцдецима = октава (12) + ум. секста (8-1) = 19 полутонов (например, до — ля-дубль-бемоль — звучит, как до — соль).
Таким образом, равенства не получилось. Ув. дуодецима на самом деле равна малой терцдециме (20 полутонов), а не уменьшённой. А уменьшённая терцдецима совпадает по звучанию и по количеству полутонов с чистой дуодецимой (19 полутонов).
И здесь спасибо большое, что помогли разобраться
P.S. Часто приходится натыкаться на всякие подобные мелочи в теории музыки (и не только), про которые почему-то нигде не пишут
В примере про ундециму видимо ошибка. Там в нотах написано фа-си но ведь это увеличенная ундецима верно? Чистая ундецима фа-си БЕМОЛЬ?
Действительно ошибка. Хорошо, что заметили.
Доброго дня,в примере про дециму, написано что ноты ре и фа малая нона,а не малая децима!
Спасибо. Подправили.
А подскажите,как строить и разрешать составные характерные интервалы в тональности?
спасибо