Простые и составные интервалы

Интервалов в музыке всего 15 штук. Восемь из них (от примы до октавы) называются простыми, их в музыкальных пьесах и песнях мы встречаем чаще всего. Остальные семь – это составные интервалы. Составными они являются потому, что как бы сложены из двух простых интервалов – октавы и еще какого-нибудь интервала, которых присоединяется к этой октаве.

О простых интервалах мы уже достаточно много говорили ранее, а сегодня разберемся со второй половиной интервалов, про которые большинство учащихся музыкальных школ не знают или просто забывают об их существовании.

Названия составных интервалов

Составные интервалы, точно так же, как и простые, обозначаются числами (от 9 до 15) и для их называний тоже используются имена числительные на латинском языке:

9 – нона (интервал в 9 ступеней)
10 – децима (10 ступеней)
11 – ундецима (11 ступеней)
12 – дуодецима (12 ступеней)
13 – терцдецима (13 ступеней)
14 – квартдецима (14 ступеней)
15 – квинтдецима (15 ступеней)

У любого интервала есть количественная и качественная величина. И в данном случае числовое обозначение показывает охват интервала, то есть количество ступеней, которое нужно пройти от нижнего звука до верхнего. Из-за качественной величины интервалы разделяются на чистые, малые, большие, увеличенные и уменьшенные. И к составным интервалам это тоже в полной мере относится.

Из чего складываются составные интервалы?

Составные интервалы всегда шире октавы, поэтому первый элемент – это чистая октава. Над ней надстраивается еще какой-нибудь простой интервал от секунды до еще одной октавы. Что в результате получается?

Нона (9) – это октава + секунда (8+2). И так как секунда может быть малой или большой, то нона тоже бывает в разновидностях. Например: ДО-РЕ (все через октаву) – это большая нона, так как к чистой октаве мы прибавили большую секунду, а ноты ДО и РЕ-БЕМОЛЬ, соответственно, образуют малую нону. Приводим вам примеры больших и малых нон от разных звуков:

ноны от всех звуков, нотный пример

Децима (10) – это октава и терция (8+3). Децима также может быть большой и малой в зависимости от того, какую терцию прибавили к октаве. Например: РЕ-ФА – малая децима, РЕ и ФА-ДИЕЗ – большая. Примеры разных децим, построенных от всех основных звуков:

децимы от всех звуков, нотный пример

Ундецима(11) – это октава + кварта (8+4). Кварта чаще всего бывает чистой, поэтому ундецима тоже чистая. При желании можно, конечно, сделать и уменьшенную, и увеличенную ундециму. Например: ДО-ФА – чистая, ДО и ФА-ДИЕЗ – увеличенная, ДО и ФА-БЕМОЛЬ – уменьшенная ундецима. Примеры чистых ундецим от всех «белых клавиш»:

чистые ундецимы от всех нот

Дуодецима (12) – это октава + квинта (8+5). Дуодецимы чаще чистые. Примеры:

чистые дуодецимы от всех нот

Терцдецима (13) – это октава + секста (8+6). Так как сексты существуют большие и малые, то и терцдецимы бывают точно такие же. Например: РЕ-СИ – большая терцдецима, а МИ-ДО –малая. Еще примеры:

малые и большие терцдецимы от основных звуков

Квартдецима (14) – это октава и септима (8+7). Аналогично – есть большие и малые. В нотных примерах для удобства нижний голос пришлось написать в басовом ключе:

малые и большие квартдецимы - нотный пример

Квинтдецима (15) – это две октавы, октава + еще одна октава (8+8). Примеры:

чистые квинтдецимы

И покажем еще один нотный пример: соберем в нем все составные интервалы, построенные от нот ДО и РЕ. Будет хороши видно, как с увеличением числа интервала, сам интервал постепенно расширяется, а его звуки постепенно удаляются друг от друга.

составные интервалы от нот до и ре

Таблица составных интервалов

Для большей наглядности давайте составим таблицу составных интервалов, в которой будет четко видно, какие их разновидности возможны, как они образуются и как обозначаются.

 Интервал Состав  Виды  Обозначения
нона  октава + секунда  малая  м.9
 большая  б.9
 децима  октава + терция  малая  м.10
 большая  б.10
 ундецима  октава + кварта  чистая  ч.11
 дуодецима  октава + квинта  чистая  ч.12
 терцдецима  октава + секста  малая  м.13
 большая  б.13
 квартдецима  октава + септима  малая  м.14
 большая  б.14
 квинтдецима  октава + октава  чистая  ч.15

Составные интервалы на фортепиано

Когда вы учитесь, то интервалы полезно не только строить в нотах, но также и проигрывать на фортепиано. Для упражнения поиграйте составные интервалы от ноты ДО на пианино и послушайте, как они звучат. Можно пока играть, не выделяя разновидностей, главное – запомнить названия и сам принцип построения.

составные интервалы на фортепиано от до

 

Ну как? Разобрались? Если да, то отлично! В следующих выпусках мы поговорим о том, чем различаются гармонические и мелодические интервалы и как различать их на слух. Чтобы ничего не пропустить – вступайте в нашу группу ВКонтакте.

Комментарии 9

  • в википедии есть табличка
    там есть ув. и ум. интервалы
    например, малая секунда=увеличенная прима (количество полутонов=2)

    а не знаете ли случайно, чему равна малая терцдецима (20 полутонов)?

    ведь ув. дуодецима=ум. терцдецима
    а большая терцдецима=ум. квартдецима
    получается, что малая терцдецима ничему не равна

    • Чтобы разобраться в вашем вопросе, для начала нужно вспомнить из чего сложены эти интервалы.

      дуодецима = чистая октава + квинта
      терцдецима = чистая октава + секста
      квартдецима = чистая октава + септима

      Количество полутонов в этой таблице, по всей видимости, посчитано неправильно. Подсчитаем еще раз. Чистая октава — это 6 тонов (12 полутонов); чистая квинта — 3,5 тона (7 полутонов); секста бывает малой и большой (8 и 9 полутонов, соответственно); септима также бывает малой и большой (10 и 11 полутонов). Если интервал уменьшенный — минус один полутон от малого или чистого интервала; если увеличенный — плюс один к большому или чистому.

      Итак:

      Увеличенная дуодецима = октава (12) + ув. квинта (7+1) = 20 полутонов (например, до — соль-диез)
      Уменьшенная терцдецима = октава (12) + ум. секста (8-1) = 19 полутонов (например, до — ля-дубль-бемоль — звучит, как до — соль).

      Таким образом, равенства не получилось. Ув. дуодецима на самом деле равна малой терцдециме (20 полутонов), а не уменьшённой. А уменьшённая терцдецима совпадает по звучанию и по количеству полутонов с чистой дуодецимой (19 полутонов).

      • И здесь спасибо большое, что помогли разобраться

        P.S. Часто приходится натыкаться на всякие подобные мелочи в теории музыки (и не только), про которые почему-то нигде не пишут

  • В примере про ундециму видимо ошибка. Там в нотах написано фа-си но ведь это увеличенная ундецима верно? Чистая ундецима фа-си БЕМОЛЬ?

  • Доброго дня,в примере про дециму, написано что ноты ре и фа малая нона,а не малая децима!

  • А подскажите,как строить и разрешать составные характерные интервалы в тональности?

  • спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *