Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Комментарии 20

  • Здравствуйте, любители теории 🙂 С удовольствием прочитала несколько материалов, улыбнулась. Как все просто здесь все описано. Давным давно, 43 года назад меня отвели в музыкальную школу. Самый сложный предмет для меня был — сольфеджио, запутывалась в терминологии, спасало только то, что диктанты всегда писала на 5. В училище теоретик, пожилая дама, требовала четких определений… а мне 15 лет… Боже, как она нас мучила, но все прошло. Дочку выучила музыке, а вот сыновья наотрез, до истерик, ни одним инструментом не владеют, обидно. Пишу, а сама поглядываю на пианино, на нем лежит «Школа игры на кларнете» Розанова (1954 года издания), сверху флейта. Кларнет и саксофон в кладовке. Эх, дожили…

  • Спасибо огромное создателям этого сайта! Написано все очень доступно!

  • Спасибо

  • Спасибо за записи ритмов, а можно еще?

  • Низкий поклон! Огромная благодарность создателям сайта!!!!!!!!!!!!!

  • Всем здравствуйте!) Готовлюсь к экзаменам по сольфеджио — сайт мне в помощь — всем одноклассникам рекомендую) Большое спасибо за понятность и лаконичность) Всё-всё на одном сайте)

  • Доходчиво, точно. Спасибо.

  • Но в чунга-чанга я вижу первом такте только 2 четверти.

  • отлично написано.Спасибо вам.Материал очень понятно «разжеван».Приятнее читать,чем учебник.Теперь смогу объяснить дочери материал.

  • Спасибо большое за этот урок. Все понятно кратко и доходчиво. Благодарность.

  • Спасибо за точные формулировки! Однако есть вопрос.
    Цитата:
    «Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ.»
    Вопрос:
    Разве не бывает такта с несколькими сильными долями внутри например 4/4

    • Да бывают такты, в которых несколько ударных долей, но по названиям: первая называется сильной, все последующие акцентные доли называются относительно сильными. А еще говорят «простые такты» и «сложные такты», 4/4 — это сложный размер и сложный такт, который состоит из двух простых.

    • 1 доля — сильная, 3-я относительно сильная, 2-я и 4-я слабые.
      Условное деление на два такта по 2/4. Но при этом помните, что пульсация по 4-четыре! ( Маршевость)

  • Спасибо большое, но вот у меня такой вопрос: если считать только сильные доли (я имею ввиду, что есть какой-то внутренний единый ритм у отдельно взятой композиции, общий, которой можно монотонно прохлопать). Это будет называться пульсом музыки или его метром?

    • Это лучше назвать пульсом, если мы эти удары никак не группируем. А если группируем, то можно назвать метром высшего порядка.

  • Просто лучший сайт!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *