Как-то мы уже говорили о том, что с помощью основных длительностей композитору не всегда удается записать тот ритм, который он хочет. Поэтому существуют различные ритмические аномалии (назовем это так) и способы деформации ритма. И сегодня мы приглашаем вас познакомиться с новыми, необычными длительностями – триолями, квартолями, квинтолями и т.д. Но обо всем по порядку.
Виды ритмического деления
В музыке существует два принципа ритмического деления длительностей нот и пауз: четное (основное) и нечетное (произвольное). Давайте разберемся поподробнее.
ЧЕТНОЕ (или ОСНОВНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это такой принцип, по которому следующая меньшая по длительности нота образуется при делении целой ноты на число 2 в какой-нибудь математической степени (то есть на 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512 или 1024 частей).
Длительности нот четного деления вы хорошо знаете. Это давно ставшие привычными для вас половинные, четвертные, восьмые ноты, или те, которые мельче их – шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.
НЕЧЕТНОЕ (или ПРОИЗВОЛЬНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это принцип, по которому целую или какую-нибудь другую ноту можно раздробить на любое количество частей: на три, пять, девять или шестнадцать, на девятнадцать или на двадцать две и т.д.
«Разделить ноту на 22 части? Хм! Звучит как-то неправдоподобно», – возможно, подумаете вы. Однако мы вас уверим, что примеров подобного деления в музыке огромное количество. Вот, например, знаменитый польский композитор Фридерик Шопен очень любил вводить подобные «штуки» в свои фортепианные пьесы. Вот мы откроем первый его ноктюрн (фрагмент нотной записи смотрите ниже). И что мы видим? На первой же строчке группа из 11 нот, на второй – из 22. И массу таких примеров можно найти не только у Шопена, но и у многих других композиторов.
Ритмические фигуры нечетного деления
Конечно, «музыкальная конституция» разрешает делить ноту и на девятнадцать частей и на двадцать восемь, и на тридцать пять, но все-таки есть еще и «традиции». Есть такие «неправильные» ритмические фигуры, которые среди всех остальных встречаются чаще всех, за ними закрепились определенные названия, и их-то мы как раз сейчас и разберем. Итак, все по порядку.
ТРИОЛИ – они образуются при делении какой-нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.
Восьмые-триоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами, тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в этом случае – также обязательный атрибут.
КВИНТОЛИ – эти длительности возникают, когда какая-нибудь нота разделятся на пять частей вместо четырех. Вот, например, четверть можно раздробить на четыре шестнадцатых ноты, но можно, оказывается и на пять. Подобное – с половинной: ее можно разделить на четыре восьмых, или на пять квинтолей-восьмых. А целую длительность можно разделить, соответственно, на пять четвертей вместо четырех.
ВАЖНО! Принцип оформления всех нот нечетного деления универсальный. Ноты, которые соединяются в группу с помощью ребер, просто помечаются нужной цифрой сверху или снизу (квинтоли – цифрой пять).
Если же нотки записываются по отдельности каждая (четверти, половинные или те же восьмые, но с хвостами), тогда группу нужно показывать квадратной скобкой и числом.
Триоли и квинтоли из нечетных длительностей применяются, пожалуй, чаще всего. Принцип нечетного деления вам понятен? Отлично! Давайте перечислим еще несколько случаев, с которыми музыканты сталкиваются чуть реже.
СЕКСТОЛЬ – деление ноты на шесть частей вместо четырех. По сути секстоль можно образовать, сложив две триоли. Например, разделение четверти на шесть шестнадцатых вместо четырех.
СЕПТОЛЬ – деление ноты на семь частей вместо восьми или вместо четырех. В первом случае – это будут слегка замедленные длительности, а во втором – наоборот, ускоренные.
НОВЕМОЛЬ – деление ноты на девять частей вместо восьми. Пример: раздробление половинной длительности на девять шестнадцатых нот вместо восьми.
ДЕЦИМОЛЬ – деление длительности на десять частей вместо восьми. Допустим, в целой ноте вообще умещается восемь восьмых, но можно разместить и десять, тогда они будут чуть более торопливыми по сравнению с обычными.
Деление ноты с точкой на две и четыре части
Интересные случаи «неправильного» деления длительностей возникают при делении нот с точкой, которым удобнее всего распадаться на три равных длительности, на две или четыре части. Другими словами: то, что должно легко разделяться на три части, делится на две или на четыре, также вызывая ритмические аномалии. К таким случаям относятся:
ДУОЛИ – они получаются, когда нота с точкой делится на две части. Например, четверть с точкой легко разделить на три восьмых, но тот, кто не ищет легких путей, делит ее на две.
Дуоли, конечно же, звучат более протяжно, тяжелее по сравнению с нормальными восьмыми. Сами судите: четверть с точкой, условно говоря, длится полторы секунды. Если вы сейчас не поняли, почему я тут вообще секунды упомянул, то, пожалуйста, почитайте материал «Знаки, увеличивающие длительности нот». Там мы об этом говорили.
Итак, четверть с точкой – полторы секунды, обычная восьмая – полсекунды, и логичнее разделить эту несчастную четверть на три восьмушки, но мы делим на две. И получаем, что каждая восьмая – укрупнена, она длится три четверти секунды (1,5/2 = 0,75 с).
Аналогично и половинная с точкой может быть разделена не на три нормальных четверти, а на две более крупных. То есть наша половинная с точкой – это 3 секунды, обычные четверти – по 1 секунде, но у нас получились по полторы (3/2 = 1,5 с).
КВАРТОЛИ – эти четные длительности с безумно сложно уловимым движением попадаются нам тогда, когда нота с точкой снова делится не на три части, а на четыре. Например, четверть с точкой разделена на четыре восьмых вместо трех или половинка с точкой – на четыре четвертных ноты. Квартоли играются быстрее, легче по сравнению с обычными восьмыми и четвертями.
Ритмические упражнения с триолями и квинтолями
Все, что касается музыки, нужно познавать не только умом, но и слухом, то есть музыкально. Именно поэтому мы стараемся предлагать вам не только сухой теоретический материал, но и хотя бы совсем простые упражнения, чтобы вы могли не только узнать о триолях, но и послушать, как это звучит.
УПРАЖНЕНИЕ №1 «ТРИОЛИ». Чаще всего в музыке встречаются триоли-восьмушки. В предлагаемом упражнении будут разные длительности, мы раскачаемся постепенно. В первом такте будут ровные четверти – равномерные удары пульса, дальше пойдут обычные, четные восьмушки, а в третьем такте – триоли. Вы их узнаете по характерной группировке и по числу три в нотном примере. Послушайте аудиозапись примера и постарайтесь уловить разницу этих ритмов.
Отработайте ритмы разных длительностей отдельно. Вы, наверное, уловили слухом разные виды движения. Услышали, как четко пульсируют триоли? В них явно ощущается биение типа «раз-два-три, раз-два-три» и т.д., первая нота триоли чуть активнее, сильнее последующих двух. Попробуйте простучать этот ритм, ощущения нужно запомнить.
Еще одно аналогичное упражнение с другим мелодическим рисунком.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «СЛУШАЕМ БЕТХОВЕНА». Одно из самых известных в мире произведений классической музыки – это «Лунная соната» Бетховена. Оказывается, ее первая часть насквозь пронизана движением триолей. Мы предлагаем вам послушать кусочек начала первой части и проследить за ритмом фрагмента по нотам.
Именно спокойное покачивание триолей в музыке Бетховена одновременно и гипнотизирует, и создает настрой, располагающий к размышлению.
УПРАЖНЕНИЕ №3 «СЛУШАЕМ ТАРАНТЕЛЛУ». Но триоли могут звучать и совершенно иначе, чем в предыдущем примере. Например, есть такой итальянский народный танец – тарантелла. По характеру он очень подвижный, слегка нервозный и очень зажигательный. А для создания такого характера часто вводится быстрое движение триолями.
В качестве примера мы вам покажем знаменитую «Тарантеллу» Ференца Листа из цикла «Годы странствий». Ее главная тема построена на четком триольном движении. Будет очень быстро, успевайте следить!
УПРАЖНЕНИЕ №4 «КВИНТОЛИ». Бывает сложно уложить в одну единицу времени, в одну долю сразу пять мелких длительностей. Сложно, но этому нужно научиться. В примере, который приведен ниже будут встречаться шестнадцатые-квинтоли, которые получились от деления на пять частей четвертной ноты. Сначала даются ровные четверти, а потом ритмические последовательности с квинтолями.
Кстати, в нотном тексте этого примера вам встретились знаки диеза, бемоля и бекара. Вы не забыли, что это такое? Если подзабыли, то повторить можно ЗДЕСЬ.
УПРАЖНЕНИЕ №5 «ПОДТЕКСТОВКА». Знаем, что сразу ритм квинтолей освоить трудно. У кого-то не получается успеть сыграть пять нот за отведенное время, у кого-то квинтоли получаются кривоватыми – неодинаковыми по длительности. Чтобы исправить положение, предлагаем вам упражнение с подтекстовкой.
Что такое подтекстовка? Это когда под музыку подбираются слова и выражения с таким же ритмом. И затем ритм слов, которые нужно пропевать или произносить вслух, помогает усвоению ритма музыкального.
Возьмем те же ритмические фигуры квинтолей, что и в задании выше, и подберем для них подходящие слова. Тут можно придумать что угодно, главное – чтобы в слове или словосочетании было всего пять слогов, и первый слог был ударным. Нам подходят, например, такие выражения: небо синее, солнце яркое, море теплое, лето жаркое.
Попробуем? Тем возьмем чуть помедленнее. На каждую ноту – один слог.
Позанимались? Здорово! На этом мы пока остановимся. В следующих выпусках вас ожидает продолжение разговора о разных сторонах музыкального ритма. Если у вас остались вопросы по теме данной статьи, напишите их в комментариях.
Дорогие друзья, напоследок предлагаем вам послушать немного хорошей музыки: фортепианную «Тарантеллу» Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка». Попробуйте и в ней уловить зажигательнее ритмы триолей.
Очень интересный сайт. Я когда то ходил в музыкальную школу. Сейчас начал кое что припоминать. Думаю Ваша информация будет очень полезной для начинающих музыкантов.
Хоть снова начинай заниматся музыкой, так все до боли знакомо. Просмотрела статью, почитала и вспомнила свою музыкалку. Так мы между собой называли музыкальную школу. Спасибо за приятное воспоминание.
Ого!!!! Да у Вас здесь рай для музыкальных натур, впервые такой необычный сайт мне попался на глаза! Уверена, сайт ждет светлое будущее.
Спасибо, Виктория, за теплые слова! Будем таки стараться, чтобы музыкальные натуры чувствовали здесь себя как в раю. 🙂
и здесь тоже возникает вопрос.
однажды мне довелось использовать четыре ноты, которые вместились в 5 шестнадцатых (т.е. 1 нота=1/16+1/64).
получилось, что четыре ноты нужно сыграть, как 5
это «обратная квинтоль» какая-то
имеют ли такие «обратные мультиоли» собственные названия, как они обозначаются и, для начала, используются ли вообще?
Спасибо за вопрос!
Да, вы совершенно правы, существуют и используются «обратные мультиоли». Только тот вариант, который вы описали, очень уж оригинальный, такая фигура встречается редко.
Все эти обратности возникают в том случае, когда ноту, которую удобно делить на НЕЧЕТНОЕ количество частей (на 3, 5 или, к примеру, на 9), мы дробим на ЧЕТНОЕ число частей, причем этот способ деления оказывается неудобным. Соответственно, такие фигуры получили название в связи с четным делением (дуоли, квартоли, октоли и т.д.).
Самые характерные фигуры «обратного деления»:
ДУОЛЬ — получается при делении ноты с точкой на две части вместо трех (например, четверть с точкой удобно разделить на три восьмых, но в данном случае мы дробим ее на две).
КВАРТОЛЬ — получается при делении ноты с точкой на четыре части вместо трех (а также — вместо пяти, шести и т.д.); например, четверть с точкой можно разделить на три восьмушки, но можно и на четыре — покороче.
Спасибо за информацию)
Упражнение #5 воспринимается как 5/8 с шестнадцатой из-за такта. Не могу услышать квинтоль. Метрономчик добавьте что-ли на четверти, и четверти в начале упражнения для задания темпа, как в упражнении #4.
просто темп медленный
Дали задание ритм написать в 2/4 довольно лёгкое задание для 5 класса, ну да ладно, Щя напишу… С нонолями и децимолями =)
Напишите, пожалуйста, статью про мелизмы.
Как их считать?
Спасибо вам большое! Вот сейчас карантин, мне присылают домашнее и урок по дуолям. Там просто текст. Ничего не понятно. Благодаря вам и вашей статье я узнал про дуоли, и мне всё понятно и надеюсь на пятёрку. Спасибо ОГРОМНОЕ!!!😀