Виды ритма в музыке

Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.

1. Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?

Бетховен Лунная соната - движение ровными триолями

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Бетховен Симфония №9 - движение ровными четвертями

Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».

В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Бах Прелюдия до мажор - движение ровными шестнадцатыми нотами

Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.

Бах Прелюдия ре минор - движение ровными восьмыми и триолями-шестнадцатыми

Пример №3 «Современная музыка». Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Мы сейчас имеем в виду, саундтреки ко популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:

движение ровными длительностями в современной музыке

2. Пунктирный ритм

В переводе с немецкого слово «пункт» значит «точка». Пунктирный ритм – это ритм с точкой. Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто после ноты с точкой следует другая, короткая нота. И вот как раз именно за сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.

Давайте сформулируем полное определение рассматриваемому нами понятию. Итак, пунктирный ритм – это ритмическая фигура из долгой ноты с точкой (на сильном времени) и следующей за ней короткой нотой (на слабом времени). Причем, как правило, соотношение долгого и короткого звуков бывает 3 к 1. Например: половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая и т.д.

Но, надо сказать, что в музыке вторая, то есть короткая нота чаще всего является как бы замахом к следующей длинной ноте. По звучанию получается что-то наподобие «та-Дам, та-Дам», если выразить это в слогах.

Пример №4 «Снова Бах». Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.

Бах Прелюдия соль минор - пунктирные ритмы, ноты

Пример №5 «Мягкий пунктир». Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.

Чайковский Вальс из Детского альбома - мягкий пунктир, ноты

3. Ломбардский ритм

Ломбардский ритм – то же, что и пунктирный ритм, только наоборот, то есть в обращенном виде. В фигуре ломбардского ритма короткая нота помещена на сильном времени, а нота с точкой – на слабом. Звучит очень остро, если он составлен мелкими длительностями (является к тому же разновидностью синкопы). Однако острота данной ритмической фигуры по характеру не тяжелая, не драматическая, не угрожающая, как у пунктира. Часто она, наоборот, встречается в музыке легкой, грациозной. Там эти ритмы сверкают словно искорки.

Пример №6 «Ломбардский ритм в сонате Гайдна». Ломбардский ритм встречается в музыке композиторов разных эпох и стран. А мы в качестве примера предлагаем вам фрагмент фортепианной сонаты Гайдна, где названный вид ритма звучит продолжительное время.

Гайдн Соната до-диез минор - ломбардский ритм, ноты

4. Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей метра. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня». Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

В лесу родилась елочка - ноты, затакт

Пример №8 «Государственный гимн». Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Гимн России - ноты, затакт

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.

5. Синкопа

Синкопа – это смещение ударения с сильной доли на слабую, синкопы обычно вызывают появление длинных звуков после на слабом времени после короткого или паузы на сильном, и распознаются по этому же признаку. Подробнее о синкопах можно прочитать в отдельной статье.

ЧИТАТЬ ПРО СИНКОПЫ – ЗДЕСЬ

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы здесь рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д. Но все это – темы отдельных дальнейших разговоров, поэтому заходите к нам на сайт почаще и вы обязательно узнаете еще много нового и полезного для себя о мире музыки.

Комментарии 11

  • Отличный сайт для обучения музыкальным искусствам!

  • Могу ли я получить «Виды ритмов в музыке»?
    Заранее спасибо. Очень точно все описано — удобно.

    • Отправил эти материалы к вам на почту.

    • Получила ответы на все возникшие у меня вопросы по синкопе. Удалось ликвидировать пробелы в знаниях, за что большое спасибо.

  • Можно ли получить эту статью? Заранее благодарю.

    • Здравствуйте! Мы разблокировали возможность вручную скопировать текст и изображения с нашего сайта. Соответственно, запрошенные материалы вы легко сможете распечатать самостоятельно.

  • Спасибо.

  • Здравствуйте. Я реабилитолог. На данный момент изучаю положительное влияние музыки в реабилитации больных перенесших инсульт. Буду очень благодарна за любую информацию по этой теме. Очень интересует именно ритмичная классическая музыка, которую можно сочетать с шагом. СПАСИБО.

  • Спасибо большое!

  • Все правильно я 5 получил спосибо

  • Здравствуйте! Спасибо большое за нужную информацию, изложенную понятным языком. Если можно, ответьте, пожалуйста, какой счет в 1 такте затакта в ваших примерах?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *