Мы все привыкли к тому, что в октаве 12 нот: 7 белых клавиш и 5 черных. И вся музыка, которую мы слышим, от классики до хард-рока создана из этих 12 нот.
А было ли так всегда? Так ли звучала музыка во времена Баха, в эпоху Средневековья или в Античности?
Условность классификации
Два важных факта:
- первые в истории записи звука были сделаны во второй половине XIX века;
- до начала XIX века самой большой скоростью, с которой можно было передавать информацию, была скорость лошади.
А теперь перенесемся мысленно на несколько веков назад.
Предположим, настоятелю некоего монастыря (назовём его Доминик) пришла в голову мысль, что петь хоралы и исполнять каноны нужно везде и всегда одинаково. Но позвонить в соседний монастырь и пропеть им свою ноту «ля», чтобы они подстроили свою, он не может. Тогда всей братией они мастерят камертон, который в точности воспроизводит их ноту «ля». Доминик зовёт к себе самого музыкально одаренного послушника. Послушник с камертоном в заднем кармане подрясника садится на лошадь и два дня и две ночи, слушая свист ветра и топот копыт, скачет в соседний монастырь, чтобы унифицировать их музыкальную практику. Конечно, от скачки камертон погнулся, и дает ноту «ля» уже неточно, да и сам послушник после долгой дороги плохо помнит, так ли звучали ноты и интервалы в его родном монастыре.
В результате в двух соседних монастырях настройки музыкальных инструментов и певческих голосов оказываются разными.
Если же мы перенесемся век в VIII-IX, то обнаружим, что тогда не существовало даже нотации, то есть не было таких обозначений на бумаге, по которым любой мог бы однозначно определить, что нужно петь или играть. Нотация в ту эпоху была невменная, движение мелодии указывалось только приблизительно. Тогда, даже если бы наш незадачливый Доминик отправил в соседний монастырь целый хор на симпозиум по обмену музыкальным опытом, зафиксировать этот опыт не удалось бы, и по прошествии какого-то времени все созвучия изменились бы в ту или иную сторону.
Можно ли при такой путанице говорить о каких-либо музыкальных строях в ту эпоху? Как ни странно – можно.
Пифагоров строй
Когда люди стали использовать первые струнные музыкальные инструменты, они обнаружили интересные закономерности.
Если поделить длину струны пополам, то звук, который она издает, очень гармонично сочетается со звуком целой струны. Гораздо позже этот интервал (сочетание двух таких звуков) назвали октавой (рис.1).
Следующим гармоничным сочетание многие считают квинту. Но, по всей видимости, в истории это было не так. Гораздо проще обнаружить другое гармоничное сочетание. Для этого нужно просто поделить струну не на 2, а на 3 части (рис.2).
Такое соотношение сегодня известно нам как дуодецима (составной интервал).
Теперь у нас есть не просто два новых звука – октавный и дуодецимальный – теперь у нас есть два способа получать всё новые и новые звуки. Это деление на 2 и на 3.
Мы можем взять, например, дуодецимальный звук (т.е. 1/3 струны) и делить уже эту часть струны. Если поделим ее на 2 (получится 1/6 часть исходной струны), то будет звук, который на октаву выше, чем дуодецимальный. Если поделим на 3, то получим звук, дуодецимальный от дуодецимального.
Можно не только делить струну, но и идти в обратном направлении. Если длину струны увеличить в 2 раза, то получим звук на октаву ниже; если увеличить в 3 раза, то на дуодециму ниже.
Кстати, если дуодецимальный звук опустить на одну октаву, то есть. увеличить длину в 2 раза (получим 2/3 исходной длины струны), то мы получим ту самую квинту (рис.3).
Как видим, квинта – интервал, производный от октавы и дуодецимы.
Обычно первым, кто догадался использовать шаги деления на 2 и на 3 для построения нот, называют Пифагора. Так ли это на самом деле, сказать довольно трудно. И сам Пифагор – личность почти мифическая. Самые ранние письменные изложения его работ, которые нам известны, были написаны через 200 лет после его смерти. Да и вполне можно допустить, что музыканты до Пифагора использовали эти принципы, просто не формулировали (или не записывали) их. Принципы эти универсальные, диктуются законами природы, и, если музыканты ранних веков стремились к гармонии, обойти их они не могли.
Посмотрим, какие же ноты мы получим, шагая по двойкам или по тройкам.
Если делить (или умножать) длину струны на 2, то мы всегда будем получать ноту, которая на октаву выше (или ниже). Ноты, отличающиеся на октаву, называются одинаково, можно сказать, что «новых» нот мы таким образом не получим.
Совсем другая ситуация с делением на 3. Возьмем в качестве исходной ноты «до» и посмотрим, куда нас приведут шаги по тройкам.
Отложим на оси дуодециму за дуодецимой (рис.4).
О латинских названиях нот подробнее можно почитать здесь. Индекс π внизу ноты означает, что это ноты пифагорейского строя, так нам будет проще отличать их от нот других строев.
Как видим, именно в пифагорейской системе появились прообразы всех нот, которые мы используем сегодня. И не только нот.
Если мы возьмем ближайшие к «до» 5 нот (от «фа» до «ля»), мы получим так называемую пентатонику – интервальную систему, которая широко используется и по сей день. Ближайшие 7 нот (от «фа» до «си») дадут диатонику. Именно эти ноты и сейчас располагаются на белых клавишах фортепиано.
Чуть сложнее ситуация с черными клавишами. Сейчас между «до» и «ре» есть всего одна клавиша, и в зависимости от обстоятельств она называется либо до-диез, либо ре-бемоль. В пифагорейской системе до-диез и ре-бемоль были двумя разными нотами, их нельзя было разместить на одной клавише.
Натуральный строй
Что же заставило людей поменять пифагорейский строй на натуральный? Как ни странно, именно терция.
В пифагорейском строе большая терция (например, интервал до-ми) довольно диссонантна. На рис.4 мы видим, что, чтобы дойти от ноты «до» до ноты «ми», нам нужно сделать 4 дуодецимальных шага, 4 раза поделить длину струну на 3. Неудивительно, что у двух таких звуков окажется мало общего, мало созвучности, то есть консонанса.
Но совсем рядом с пифагорейской терцией есть терция натуральная, которая звучит гораздо более консонантно.
Пифагорейская терция
Натуральная терция
Певчие в хорах, когда появлялся этот интервал, рефлекторно брали более консонантную натуральную терцию.
Чтобы получить натуральную терцию на струне, нужно поделить её длину на 5, а затем понизить получившийся звук на 2 октавы, таким образом длина струны получится равной 4/5 (рис.5).
Как видим, появилось деление струны на 5 частей, которого не было в пифагорейской системе. Именно поэтому в пифагорейском строе натуральная терция невозможна.
Такая простая замена привела к пересмотру всей системы. Вслед за терцией все интервалы кроме примы, секунды, кварты и квинты изменили своё звучание. Сформировался натуральный (иногда его называют чистый) строй. Он оказался более консонантным по сравнению с пифагорейским, но дело не только в этом.
Главное, что пришло в музыку с натуральным строем – это тональность. Мажор и минор (и как аккорды, и как тональности) стали возможны только в натуральном строе. То есть формально мажорное трезвучие можно собрать и из нот пифагорейского строя, но того качества, которое позволяет организовать тональность, в пифагорейском строе у него не будет. Не случайно в античной музыке главенствующим складом была монодия. Монодия – это не просто одноголосное пение, в некотором смысле можно сказать, что это одноголосие, которое отрицает даже возможность гармонического аккомпанемента.
Объяснять значение мажора и минора музыкантам не имеет смысла.
Для не музыкантов же можно предложить следующий эксперимент. Включите любое классическое произведение от венских классиков до середины XX века. С вероятностью 95% оно будет либо в мажоре, либо в миноре. Включите современную популярную музыку. Оно будет в мажоре или миноре с вероятностью 99,9%.
Темперированный строй
Попыток темперации предпринималось великое множество. Вообще говоря, темперация – это любое отклонение интервала от чистого (натурального или пифагорейского).
Самым удачным вариантом оказалась равномерная темперация (РТС), когда октаву просто разбили на 12 «равных» интервала. «Равность» здесь понимается так: каждая следующая нота в одинаковое число раз выше предыдущей. И повысив ноту 12 раз, мы должны прийти в чистую октаву.
Решив такую задачу, мы получим 12-нотный равномерно темперированный строй (или РТС-12).
Но зачем вообще понадобилась темперация?
Дело в том, что если в натуральном строе (а именно его заменил равномерно темперированный) поменять тонику – звук от которого мы и «отсчитываем» тональность – например с ноты «до» на ноту «ре», то нарушатся все интервальные соотношения. Это ахиллесова пята всех чистых строев, и единственная возможность это исправить – это сделать все интервалы немного фальшивыми, но равными между собой. Тогда при перемещении в другую тональность по сути ничего не изменится.
Есть у темперированного строя и другие плюсы. К примеру, в нем можно исполнять музыку, как написанную для натурального строя, так и для пифагорейского.
Из минусов же самым очевидным является то, что все интервалы кроме октавы в этом строе фальшивые. Разумеется, и человеческое ухо – прибор не идеальный. Если фальшь будет микроскопической, то мы можем её просто не заметить. Но та же темперированная терция отстоит от натуральной довольно далеко.
Натуральная терция
Темперированная терция
Есть ли выходы из этой ситуации? Можно ли улучшить и этот строй?
Что дальше?
Сначала вернемся к нашему Доминику. Можем ли мы говорить, что в эпоху до звукозаписи существовали какие-то фиксированные музыкальные строи?
Наши рассуждения показывают, что даже если нота «ля» и сместится, то все построения (деления струны на 2, 3 и 5 частей) останутся теми же самыми. А значит, и системы по сути получатся одинаковыми. Разумеется, один монастырь может использовать в своей практике пифагорейскую терцию, а второй – натуральную, но, определив способ её построения, мы сможем однозначно определить музыкальный строй, а значит и возможности, которые будут в музыкальном плане у разных монастырей.
Так что же дальше? Опыт XX века показывает, что поиски не остановились на РТС-12. Как правило, создание новых строев ведется с помощью деления октавы не на 12, а на большее число частей, например, на 24 или 36. Способ этот очень механистический и малоплодотворный. Мы видели, что построения начинаются в области простого деления струны,то есть связаны с законами физики, с колебаниями этой самой струны. Лишь в самом конце построений полученные ноты заменили на удобные темперированные. Если же мы темперируем раньше, чем что-то построили в простых соотношениях, то возникает вопрос: а что же мы темперируем, от каких нот мы делаем отклонения?
Но есть и хорошие новости. Если для того, чтобы перестроить орган с ноты «до» на ноту «ре», пришлось бы подкручивать сотни труб и трубочек, то сейчас, чтобы перестроить синтезатор, достаточно нажать одну кнопку. Это значит, что вообще-то нам необязательно играть в немного фальшивых темперированных строях, мы можем использовать чистые соотношения и менять их в ту же секунду, когда возникнет такая необходимость.
А что делать, если мы хотим играть не на электронных музыкальных инструментах, а на «аналоговых»? Можно ли построить новые гармонические строи, использовать какой-то другой принцип, вместо механистического деления октавы?
Разумеется, можно, но тема эта настолько обширна, что мы вернемся к ней в другой раз.
Автор – Роман Олейников
Автор выражает благодарность композитору Ивану Сошинскому за предоставленные аудио-материалы
По смыслу дуодецима должна быть больше октавы, но на рисунке она меньше! Почему?
Простите, я глупость сморозил.
Но вот другой вопрос, на проверку понимания:
Если зажать 4/5 длины струны, то получится звук, отстоящий на 1 большую терцию от открытой струны?
А если зажать 2/3, то получится чистая квинта?
Уточняя:
1.Вся теория музыки строится от одной единственной струны.
2. Все ноты, гаммы и лады основаны на кратности деления ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ СТРУНЫ на 1/2, треть и пятую доли.
3. Современный — Равномерно темперированный музыкальный строй — есть приведение классического деления струны к делению октавы на ноты, прямо пропорциональные КОНСТАНТЕ, равной корню 12йстепени из двух. Все ноты РТС12 кратны этому множителю.
ТАК?
Добрый день, Роман.
Отвечу сразу на обе серии вопросов.
Да, всё верно, 4/5 длины струны даст терцию, а 2/3 квинту. Можно в этом легко убедиться с помощью любого струнного инструмента — просто отмерить длину струны линейкой и послушать получившийся интервал.
Второй вопрос чуть посложнее. Я бы сказал, что всю теорию музыки можно построить от одной струны. А если быть совсем корректным, можно построить эту теорию, базируясь на физике звука, а физика для всех струн одинаковая (возможно, Вам будет интересна вот эта статья https://muz-teoretik.ru/muzykalnyj-zvuk-i-ego-svojstva/). И если не брать область микрохроматики, то действительно для объяснения достаточно всего три кратности: умножения на 2, на 3 и на 5.
РТС-12 — это такое удобное во многих отношениях приближение, в нем все интервалы получаются немного не чистыми, но зато есть возможность легко менять тональности.
Если появятся другие вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь их задавать, если смогу, с удовольствием на них отвечу.
Ещё вопрос:
Если считать До1 чистой струной, а До2 половиной струны, то
Ми — четыре полутона из 12 — получается 12-4=8, т.е 2/3 — тут все понятно.
Но квинта от До — это Соль, т.е. 5 полутонов из 12. А это никак не 4/5.
Что я не понимаю?
Я слегка напутал:
До-Ми это терция, т.е. должно быть 4/5 октавы.
До-Соль это квинта, т.е. должно быть 2/3 октавы.
Но если считать по полутонам, то не сходится.
В этом и есть мой вопрос.
Терция — это не 4/5 октавы, это 4/5 длины струны.
Полутон — это уменьшение длины струны в «корень 12 степени из 2» раз. Если провести это сокращение 4 раза, получится длина очень близкая к 4/5.
Прошу прощения тезка, но мне необходимо разобрать эту тему до винтиков.
Итак
Если октава — это пол струны, то полная струна — это 2 октавы, верно?
И
Терция — это интервал. Интервал между чем и чем?
Между частотой (тоном) чистой струны и частотой 4/5 струны, так?
Здравствуйте, Роман.
До винтиков — это самое интересное.
Октава — это уменьшение длины струны в 2 раза. Соответственно, если, например, открытая струна даёт до малой октавы, то до первой октавы будет на 1/2 струны, до второй октавы — на 1/4, до третьей — на 1/8 и т.д. Каждая следующая октава — это уменьшение в 2 раза.
В гармонии всё базируется на умножении (или делении). Очень сложно перестроиться на эту мультипликативную логику с привычной аддитивной, но так устроена физика звука. Можно почитать статью про пространство кратностей, там это разобрано чуть подробней.
Интервал — это два звука.
В случае терции — это, например, звук открытой струны + звук 4/5 струны. Кстати на октаву выше терцию будут составлять звуки от 1/2 струны + звук (1/2)*(4/5)=2/5 струны.
Роман, добрый день!
Очень интересная статья и материал подан очень наглядно. Спасибо Вам большое.
Хотелось бы у Вас узнать следующее:
1. Существуют ли записи произведений (возможно, авторства Ивана Сошинского), исполненных в темперированном строе,но с интервалами «чистого» строя в период одновременного звучания двух или более голосов?
2. Сегодня, познакомившись с вашей публикацией и пройдя по ссылке, я узнал о прошедших декабрьских лекциях. Планируете ли Вы лекции в этом году и есть ли видео прошедших выступлений? Мне было бы очень интересно с ними ознакомиться. Заранее благодарен, Сергей
Добрый день, Сергей.
Очень рад Вашему интересу к этой теме.
Не до конца понимаю первый вопрос. Если Вы имеете в виду: существуют ли записи произведений, исполненных в натуральном (чистом) строе, т.е. когда все ноты, на которых оно исполняется, образуются делением струны, то да, такие записи есть. Есть направление аутентичной музыки — ССЫЛКА, где исполнители воссоздают звучание старинных инструментов, звукоизвлечение, строи и даже антураж. В том числе такие исполнители есть и в России, несколько лет назад был на концерте ансамбля La Campanella — ССЫЛКА, они исполняют средневековую музыку. Не знаю, есть ли у них записи, но вживую мне очень понравилось.
У Ивана Сошинского мне кажется очень интересным опытом произведение «Зеркала», где он работает с различными строями: сопоставляет и противопоставляет темперированный строй и самые разные другие, в том числе натуральный (https://www.youtube.com/watch?v=FHNohW0uEDE).
Где-то в лекциях у Алексея Насретдинова встречал записи хоров, которые поют в чистых строях. В целом он, насколько я понял, очень интересуется этой темой.
В феврале будет наша с Иваном лекция в МГУ, пока не знаю дату, но когда будет известно, обязательно напишу. Возможно в апреле буду выступать на конференции в Питере.
Записи нескольких прошедших лекций есть, посмотрите у меня на странице ВК (ссылка выше, под статьей, где «Автор — Роман Олейников»).
Роман, спасибо Вам за содержательный ответ, ссылки и знакомство с работами Ивана Сошинского — «Зеркалами» и другими произведениями. Впечатлён.
Касательно вопроса: речь шла о применении — назову его так -«комбинированного» строя: современного РТС-12 с переходом на чистый строй на время воспроизведения созвучий, чтобы добиться наиболее комфортного для нашего слуха звучания.
С помощью современных технологий это можно реализовать, но были ли такие попытки?
Наверное, это уместнее обсудить при личной встрече, если такая возможность представится. Буду признателен за приглашение и уточнение даты Вашей лекции в МГУ. Желаю Вам успеха в Вашей работе. С уважением, Сергей.
«до начала XIX века самой большой скоростью, с которой можно было передавать информацию, была скорость лошади»
Неужели лошади были быстрее голубей?
Боюсь, голубь не дотащит камертон)
Если серьезно, то голубь, конечно, быстрее, при некоторых обстоятельствах судно будет быстрее лошади, и, пожалуй, ещё быстрее можно передавать информацию (не музыкальную) сигнальными кострами, но всё же по современным меркам все эти скорости невелики
Все звуки, которые получаются в результате деления струны, это обертоны, так? На фортепиано с помощью флажолетов можно отыскать все эти обертоны, дуодецима отыскивается легко. А уж на гитаре и того проще, 12 лад октава, 19 дуодецима… А вот есть струны, у которых вместе с основным тоном звучат почти также сильно нечётные обертоны. Это относится не к натянутым струнам, а к плотным струнам, имеющим один закреплённый конец, а другой — свободный. Такие струны есть в часах с боем и в детских пианино типа наших Пионера или Звенигорода. Я с детства слышал, что эти струны дают 2 звука: собственно, основной тон и тон дуодецимы по отношению к основному. К примеру, 1 нота до 1 октавы на пианино Пионер даёт кроме звука до 1 октавы даёт ещё и соль второй октавы, то есть третий обертон как 3 часть струны.Не так давно я на основе 4 двухоктавных инструментов Пионер собрал один на 8 октав от до субконтр до До 5, в качестве источника звцка использовал фортепианную проволоку твуже с одним закреплённым концом. Примерно с до 4 октавы дуодецимный тон перестаёт быть слышимым. Другое дело, вниз: где-то с до малой октавы и ниже начинает пробиваться терцовый тон, вернее, терция через две октавы, 5 обертон. А с ля бемоль контроктавы он звучит наравне с основным и дуодецимальным. Очень хорошо слышно, что эта терция чистая, натуральная. А по созвучию в контр октавы мы имеем фактически мвжорное трезвучие в широком располржении в мелодическом положении терции. А 4, как и 2 обертон не звучат. В субконтре прорывается 7, затем 9. А на самых нижних 4 нотах 11 обертонах. В итоге на ре субконтре получился ундецим аккорд с повышенной квартой.
Александр, добрый день. Очень интересные наблюдения.
Да, по физике у струн с открытым концом должны присутствовать основной тон + звук, который в 3 раза выше, в 5, 7 и т.д. Т.е. все нечетные гармоники. Можно попробовать открыть эти звуки в каком-нибудь звуковом редакторе, пики гармоник должны быть хорошо видны.
Я не встречал исследований в области струн с открытым концом. Если работать исключительно с ними, то получится несколько иная музыкальная система. Например, октава будет играть гораздо меньшую роль (если вообще будет), т.к. она не присутствует в обертоновом звукоряде. Напишите, пожалуйста, мне ВК (ссылка, где написано Автор — Олейников Роман), я бы попробовал построить для таких звуков пространство кратностей (ПК). С ними можно получить несколько иные гармонические конструкции, интересно будут формироваться мажор и минор, например.
На этом сайте есть статья про ПК и про гармоническую микрохроматику, возможно, Вам будет интересно.
Роман, с большим интересом почитала ваши статьи на сайте! Но остался один «жгучий» вопрос! Почему вы называете чистый строй более консонантным по отношению к пифагорейскому, ведь деление на 5 сложнее, чем деление на 2 и 3? И где-то вы прямо говорили, чем сложнее деление (умножение), тем консонантности меньше.
Но меня подвигла задать вам такой вопрос даже не физика, потому что это не мой «конек») А само звучание гамм в приведенных вами аудио-примерах. 6-я и 7-я ступени в чистом строе звучат, на мой взгляд, просто ужасно!
И получается, что равномерно-темперированный строй стал просто удачным компромиссом между чистым и пифагорейским? Причем я не имею ввиду возможности РТС, а именно его приближение к звучанию пифагорейского строя (следуя таблице соотнесения звуков в разных строях)
Прокомментируйте, пожалуйста! Очень волнует!)
Добрый день, Татьяна.
Прошу прощения, что так поздно отвечаю, не часто сюда заглядываю. Можно добавиться ко мне ВК (ссылка прямо под статьей) или подписаться на наш YouTube-канал, там стараемся отвечать оперативней.
Видимо под чистым строем Вы имеете в виду натуральный. Да, он действительно использует кратность 5, но при этом звуки оказываются в ПК ближе, образуется такой прямоугольник 4 на 3, и в нем мы имеем все 12 звуков в октаве.
Для простоты можем посмотреть на примере большой терции. В пифагорейском строе, чтобы дойти от ноты до до ноты ми потребуется 4 шага умножения на 3. А чтобы дойти до натурального ми — нужен всего один шаг умножения на 5. В результате пифагорейское ми — это 81/64, а натуральная — 5/4 , что, согласитесь, гораздо проще.
По звучанию судить сложно, т.к. наш слух привык к РТС-12, в котором сейчас исполняется 99% всех произведений. И привычное нам кажется более красивым. Наверно, для чистоты эксперимента нужно брать детей или людей не европейской музыкальной культуры. Но это пока догадки — нужен эксперимент. Кстати, мы разработали сайт, где пытаемся такой эксперимент провести — https://givemeclassic.ru/
Очень хорошая статья! Всё очень понятно, несмотря на то, что тема довольно сложная.
Читая данную статью изумляешься полученному из нее впечатлению, что автор подавлен сознанием, что человек в своей истории овладения природной музыкальной гармонией, чтобы ее освоить, вопреки «законам природы» вынужден был приспосабливать ее к своему чуткому, музыкально образованному уху, вынужден был, невзирая на все кавычки, ее, тем не менее, огрублять, офальшивливать. И вот, в завершение этой истории, наконец, в лице «равномерно темперированного» строя, этой — по «всеобщему признанию» — фальшивой, но совершеннейшей (как говорят у нас в Одесе, классика — это Лёня Утесов и немножечко Бах!) кальки с природы, мы теперь и имеет то, что имеем, в сердцах сожалея о тех далеких временах единения с природой, в каком пребывал Пифагор и его современники. Короче, данная статья вызывает чувство, что, по мнению автора, вся история познания и создания музыкальной гармонии есть история ее фальсификации, а современна гармония — фальшивка, хотя и необходимая фальшивка, совершенным образом удовлетворяющая наши утонченные и музыкально образованные уши.
Ну. Остается только удивляться такому мироощущению. … А не является ли такое мироощущение основанным на каком-то коренном недоразумении, а? И какую гамму мыслей и чувств может вызвать человек, который при виде появляющихся на свет сверкающих граней алмаза под рукой искуснейшего ювелира начнёт охать от сожаления об утрате алмазом своих лохмотьев, в каких «мать родила», об утрате им своей «природной одежки»? )))
В действительности все обстоит с точностью до наоборот: современный «равномерно темперированный» строй есть не фальсификация гармонии звучания природы, а именно то, как звучит сама природа в чистом виде, а именно, в таком, в котором устранены все искажающие и затуманивающие чистоту вида обстоятельства. Что же касается применимости чистой математики здесь, то вся история этого занятия показывает ограниченность применения чисто математических приемов и методов для обустроения и описания тех или иных музыкальных «явлений» как в частностях, так и во всей их системе; вся история развития музыки показывает нам рамки этой применимости, бесшабашный выход за которые неизбежно приводит в музыке к диссонансу и, как итог, к какофонии.
По более основательному размышлению я решил к своему комментарию сделать дополнение.
Рассмотрим рис. 4 (см. рис. 4 данной статьи) и следующе за ним замечание:
«Если мы возьмем ближайшие к «до» 5 нот (от «фа» до «ля»), мы получим так называемую пентатонику – интервальную систему, которая широко используется и по сей день. Ближайшие 7 нот (от «фа» до «си») дадут диатонику. Именно эти ноты и сейчас располагаются на белых клавишах фортепиано».
Рассмотрим рис. 4. Этот рисунок подсовывает читателю ложное представление о том, что прямая, на которой отмечен ряд следующих друг за другом квинт, есть линия бесконечная, а не окружность круга, контур его. Однако эта линия есть именно контур круга, окружность, а не «бесконечная прямая», так как ges и fis — это один и тот же звук (или отношение между основным звуком, примой, и седьмой его октавой). Следовательно, начиная с ges, в fis — где fis энгармонично ges и растворяется в нём — мы, хотим того или нет, замыкаем квинтовый ряд, получая его круг. Остальные квинты «по прямой» этого круга так же, как и fis — в ges, растворяются в энгармонизме к их антиподам. Отсюда весь круг квинт в чистом виде у нас принимает следующий вид: ges — des — as — es — bes — f — c — g — d — a — e — b — ges (о том, что именно ges, а не fis, — это особый разговор).
Разумеется, о том, что «прямая» квинт, является кругом, узнали не сразу. Знаем мы об этом со времен Баха. Надо заметить, что Пифагор этого не знал, в противном случае «хорошо темперированный клавир» мы имели бы не со времен Баха, а со времен Пифагора. И, напр., также у «творцов» пентатоники — в которой нет ни начала, ни конца и в то же время любое начало является и его концом, — то же еще не было этого понимания, а именно, что квинтовая прямая не просто бесконечная прямая, а прямая, состоящая из без конца повторяющихся при повышении или понижении семиоктавных кругов.
Теперь. Пентатоника. Ну, с пентатоникой всё понятно: гамма, образуемая из пяти последовательных квинт. Тут название адекватно выражает сам предмет, пятиступенчатую гамму, образуемую из пяти квинт. А как же обстоит дело у нас с семиступенчатым звукорядом, образуемым из семи квинт, замыкающихся восьмым, неквинтовым интервалом, тритоном, напр., в до мажоре — си-фа? Этот звукоряд принято называть — вы только послушайте! — ДИАтоникой! Здрасьте, приехали. «Диа», как ни крути, — это два, а не семь! Вместо выяснения обстоятельств приписывать объектам произвольное толкование, выдумывать из тех или иных соображений, напр., что «диа» означает «растягивать», не означает ничего иного, кроме как заниматься извращением понятий. Между прочим, подобное занятие свойственно не только теоретикам музыки, но и «чистым» теоретикам в самых различных научных областях, начиная от астрономии и кончая социализмом.
И все бы ладно было бы, если бы действительной диатоники не было бы в самой гармонии. Диатоника, в общем и целом, — это не семиступенчатый звукоряд, который по своему смыслу есть ничто иное как септатоника или, если хотите, гептатоника, аналогично пятиступенчатому ряду как пентатонике. Диатоника — это наука об отношениях между тональностями в гармонии, о связях их в единую гармоническую систему и о общих законах движения этого механизма. Ближайшей связью тональностей, ближайшей диатоникой в узком смысле слова, ближайшим предметом исследования, является паратональность, напр., До мажор — Ля минор. Кто хоть сколько-нибудь серьезно занимался этим предметом? Этим предметом не принято заниматься. Он якобы ясен сам собой. Однако, нет ничего темнее самого ясного места, если не известно его дно.
Здравствуйте Роман! Интересная статья. Но я во многом с ней не согласен.
Я написал свою статью «Таблица натуральных интервалов», но опубликовать её
не могу. В статье (в таблицах) получается высочайшая гармония звуков.
Полный консонанс интервалов. Не подскажете как опубликовать статью на сайте
muz — teoretik.ru?
Юрий.
Интересно, а кто-то строил музыкальные системы на основе деления струны на 7, 11, 13 и другие простые числа? Делить на 12 слишком банально, это все те же 3 и 2, даже не пять….