Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

  • увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
  • увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

  • В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
  • В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОР МИНОР
ув.2 VI пониженная VI
ум.7 VII VII повышенная
ув.5 VI пониженная III
ум.4 III VII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

  • ув.2 разрешается в ч.4
  • ум.7 разрешается в ч.5
  • ув.5 разрешается в б.6
  • ум.4 разрешается в м.3

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Оцените статью
Добавить комментарий