Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

  • увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
  • увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

  • В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
  • В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОР МИНОР
ув.2 VI пониженная VI
ум.7 VII VII повышенная
ув.5 VI пониженная III
ум.4 III VII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

  • ув.2 разрешается в ч.4
  • ум.7 разрешается в ч.5
  • ув.5 разрешается в б.6
  • ум.4 разрешается в м.3

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Комментарии 6

  • А почему тритоны (ув.4 и ув.5), связанные с характерными ступенями гармонического мажора и гармонического минора перестали относить к группе характерных интервалов? Эти два интервала относятся как к группе тритонов, так и к группе характерных интервалов. В этом их так называемая бифункциональность.

    • Понятие бифункциональности, так как вы его трактовали, применять нельзя. Тритон — это структурная характеристика, но не функциональная. Бифунциональность упомянутых вами тринонов заключается в другом, а именно в том, что они могут входить в состав как доминантовых, так и субдоминантовых аккордов.

      Теперь по существу вашего вопроса. Дело в том, что характерными ступенями мажора и минора являются не только седьмая повышенная и шестая пониженная. Это три ступени — третья, шестая и седьмая, которыми, собственно, различаются мажор и минор. Эти ступени являются терцовыми тонами главных трезвучий — они определяют ладовое наклонение. Характерные интервалы — это интервалы образованные третьей, шестой и седьмой ступенями. Повышение и понижение характерных ступеней (кроме третьей) — это метание между мажором и минором (привнесение красок мажора в минор и, наоборот, обогащение мажора аккордами минора).

      В статье говорится только про одну характерную ступень — это сознательное упрощение теории, обусловленное исключительно методическими целями: так проще запомнить, особенно школьникам. Но если нужно «понять», «докопаться до истины», то читайте предыдущий абзац.

      Поэтому обособление ув2 ум7 ум4 и ув5 в отдельную группу вполне оправданно. Безусловно, на каком-то этапе обобщения можно взглянуть на них под другим углом: рассмотреть интервалику гармонического мажора и гармонического минора в целом, с учетом и других увеличенных-уменьшенных интервалов.

      • Иными словами, одна парочка тритонов является характерной, но не всякий тритон является характерным, а только тот, который возникает в гармонических видах мажора и минора.

      • Не так. Тритоны к характерным интервалам не относятся. Разве что рассматривать в качестве характерного тритон, который появляется в мелодическом миноре между 3 и повышенной 6 ступенями или тот, что появляется между 7 пониженной и третьей в мелодическом мажоре. Разрешаться они будут через проходящую увеличенную квинту — то есть через реальный характерный интервал.

    • Может, потому что тритоны строятся и в натуральном виде мажора и минора, а характерные интервалы в этих видах не встречаются? Именно поэтому их так назвали, они характерны только для гармонических видов.

      • Наталья, я уже развернуто ответил на этот вопрос — смотрите ответ повыше. Характерные интервалы — это те интервалы, которые образуются «болевыми точками» — третьей, шестой и седьмой ступенями, от которых зависит наклонение лада — мажорное или минорное. В гармонических видах мажора и минора многое отличается от того, как в натуральном, но почему-то каждый отличающийся элемент характерным не называют. Никто ведь не говорит характерных терциях или секстах, о характерных трезвучиях мажора и минора, о характерных септаккордах?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *