Музыкальный календарь – Февраль

В музыкальной истории февраль отметился рождением таких великих композиторов как Александр Даргомыжский, Георг Фридрих Гендель и Феликс Мендельсон.

Но и театральная общественность не осталась обиженной. В этом месяце состоялись премьеры таких величайших творений, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Севильский цирюльник» Россини и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

Их музыка трогает наши сердца

3 февраля 1809 года в немецком Гамбурге явился миру Феликс Мендельсон-Бартольди. Шуман назвал его Моцартом 19 века. Своим творчеством он стремился поднять музыкальную культуру немецкого общества, укрепить национальные традиции, воспитать образованных профессионалов. А под музыку его знаменитого свадебного марша, который звучит уже на протяжении 170-ти лет, сочетались узами брака миллионы людей во всем мире.

14 февраля 1813 года в селе Воскресенском Тульской губернии, появился на свет Александр Даргомыжский, будущий предвестник реализма в русской музыке. В его домашнем воспитании большое место уделялось театру, поэзии, музыке. Именно привитая в детстве любовь к искусству и определила дальнейшее страстное увлечение игрой на фортепиано и композицией. Его стремление раскрыть музыкальными средствами правду жизни претворилось и в операх, в частности, в «Русалке», и в романсах, и в оркестровых произведениях.

композиторы, родившиеся в феврале

21 февраля 1791 года в Австрии родился мальчик, имя которого сегодня известно каждому юному пианисту, Карл Черни. Ученик Бетховена, он создал уникальную пианистическую школу, включающую многочисленные упражнения, этюды разной сложности, позволяющие пианистам поэтапно осваивать разнообразнейшие технические приемы игры на фортепиано. Одним из самых знаменитых учеников Черни был Ференц Лист.

23 февраля 1685 года увидел мир человек, имя которого стало одним из известнейших в истории музыки – Георг Фридрих Гендель. Творец эпохи Просвещения, он предвосхитил бурное развитие жанров оратории и оперы, ему близки были и гражданский пафос Л. Бетховена, и оперный драматизм К. Глюка, и романтические веянья. Интересно, что спор за гражданство этого композитора до сих пор ведут Германия и Англия. В первой он родился, а во второй прожил большую часть жизни, став известным.

Романс А.С. Даргомыжского «Я вас любил» (стихи А.С. Пушкина)
исполняет Владимир Тверской

29 февраля 1792 года в итальянском Пезаро появился на свет мальчик, имя которого заняло особое место в ряду итальянских композиторов, Джоаккино Россини. Он начал творить в период, когда итальянская опера начала терять главенствующие позиции, превратившись в бессодержательное развлекательное представление. Успех опер Россини, вершиной которого стал «Севильский цирюльник», был обусловлен не только невероятной красотой музыки, но и стремлением композитора наполнить их патриотическим содержанием. Оперы маэстро вызывали большой общественный резонанс, что привело к долговременному полицейскому надзору за композитором.

Волшебное мастерство пения

13 февраля 1873 года в Казани в бедной крестьянской семье родился Федор Шаляпин, ставший величайшим исполнителем современности. Успех ему принесли два качества, которыми он был наделен сполна: уникальный голос и неподражаемое актерское мастерство. Начав работу статистом в Казанской передвижной труппе, он поначалу часто менял место работы. Но благодаря урокам пения у известного в то время певца Усатова и поддержке мецената Мамонтова, карьера Шаляпина быстро пошла в гору и привела его к вершине творческого успеха. Эмигрировавший в 1922 году в США певец до конца жизни оставался русским певцом, не сменил гражданство, прах его был перевезен в Москву и захоронен на территории Новодевичьего кладбища.

музыканты, которые родились в феврале

В том же 1873 году, 24 февраля, на окраине Неаполя появился на свет еще один певец, ставший легендой – Энрико Карузо. В Италии того времени пробиться на большую сцену было чрезвычайно сложно. Только теноров 1 класса было зарегистрировано более 360, что являлось вполне обычным для такой «поющей» страны. Тем не менее, исключительные вокальные данные и случай (маленькая роль в опере «Друг Франческо» в которой Карузо спел лучше, чем ведущий солист) позволили ему подняться на пик популярности.

Все партнеры и партнерши по сцене отмечали его чарующий страстный голос, богатейшую палитру чувств в пении и огромный стихийный драматический талант. Такая буря эмоций просто не могла оставаться невыраженной, и Карузо периодически отмечался в светских хрониках своими экстравагантными выходками, шутками и скандальными происшествиями.

Величайшие премьеры

В феврале состоялись премьеры двух грандиознейших опер М. Мусоргского, не сходящих со сцены по сей день. 8 февраля 1874 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Бориса Годунова», произведения одновременно и прославляемого, и гонимого. Настоящий успех пришел в 1908 году, когда на постановке в Париже партию Бориса исполнил Федор Шаляпин.

А через 12 лет, 21 февраля 1886 года, уже после смерти композитора, силами участников музыкально-драматического кружка в Петербурге, была поставлена опера «Хованщина». Настоящим рождением спектакля стала московская постановка на сцене Частной оперы Саввы Мамонтова в 1897 году, где партию Досифея исполнил все тот же Шаляпин.

Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского

17 февраля 1904 года увидела свет опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». Она была поставлена в миланском «Ла Скала». Интересно, что премьера этого спектакля, как и двух других самых популярных на сегодняшний день опер – «Травиаты» и «Севильского цирюльника», оказалась провальной. С последними аккордами на исполнителей обрушился шквал освистаний, кукареканий и непристойностей. Подавленный произошедшим, Пуччини отменил второе представление, хотя этот шаг повлек выплату большой неустойки. Композитор внес корректировки, и следующая постановка прошла с огромным успехом в Брешии, где дирижером выступил Артуро Тосканини.

20 февраля 1816 года в Риме состоялась еще одна знаковая премьера – на сцене театра «Арджентина» была поставлена опера Россини «Севильский цирюльник». Премьера не была успешной. Поклонники Джованни Паизелло, опера которого с таким же названием шла на сцене уже 30 лет, освистали творение Россини и вынудили его тайно покинуть театр. Это обстоятельство стало причиной более медленного роста популярности спектакля.

Автор – Виктория Денисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *