Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха).

обозначение по буквенной системе основных звуков

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

старинный звукоряд начинался с ноты ля

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

правило буквенного обозначения ля-бемоля, ми-бемоля и си-бемоляОднако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

правило-исключение - обозначение си-бемоля и си-дубль-бемоляКогда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

принцип буквенного обозначения тональностей

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

примеры обозначения октав в буквенной системе

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Комментарии 23

  • Как все до боли знакомо! когдато училась в музыкальной школе и проходила все это. Спасибо за приятное воспоминание.

  • У меня сын тоже в музыкальной школе учился. Я только с ним начала понимать нотную грамоту. 🙂 Спасибо за подробный ответ! Мне думается, что такую статью можно смело на две делить, для улучшения усвоения. 🙂

    • Юлия, как я вас понимаю! Со своими детьми чего только не выучишь 🙂 Куда они, туда и мы!

  • Для меня музыка была всегда загадкой. Для этого нужно еще с детства начинать музыкальную азбуку учить. Вот дочка моя научилась играть на фортепиано. А я … пока только в мечтах 🙂

    • А я все время думаю, что музыка — это просто особый язык. И, как любой другой язык, его вполне мог бы выучить каждый. 🙂

  • Понравилось, как объяснено! Наконец-то разобралась и запомнила.

  • Ответьте мне пожалуйста,каким образом гитара имеет к этому отношение? Вообще гитара и ноты,чем они связаны? Ведь не только для того чтобы настроить гитару по нотам. Никогда не видел чтобы гитарист сидел перед партитурой и играл по нотам. Есть заученные аккорды,переборы,бои если не охота перебирать струны и вперёд. Не надо знать никакой нотной грамоты. Да конечно понимаю что в этом не прав,объясните почему не прав?

    • Александр, вот возьмём типичную ситуацию: гитаристу поставили текст новой песни с аккордами и сказали: «Играй!». И что он сможет сыграть, если не понимает, что такое F или Dm? А если задача сложнее? Поставили ноты песни (вокала), в которой аккорды не прописаны — как гитаристу подобрать аккомпанемент быстро, почти сходу, если не иметь представление о нотах, аккордах, тональностях вообще? А ещё, на гитаре играют не только аккомпанемент из аккордов к песням, есть чисто инструментальные сочинения для этого инструмента, их разучивают по нотам, гитара в них — на первом плане, чтобы их сыграть нужно не только знать нотную грамоту, но ещё и виртуозно владеть техникой игры. Кстати, аккомпанемент к песне также можно разнообразить, если включить в него гитарные соло (вступления, заключения, интермедии-отыгрыши между куплетами и т.д.), одни лишь бои с переборами звучат однообразно, если играть их целый вечер.

      • У меня есть друг,он профессиональный музыкант,т.е. зарабатывает деньги игрой на гитаре и пением, он не умеет читать ноты. И никогда не умел

    • Я ученица школы. Играю на гитаре. Гитарные партии довольно часто расписаны по нотам. Все партии, которые мне приходилось учить, были в нотах и это довольно удобно. нотную грамоту знать нужно. Вы же знаете названия струн (Ми, ля, ре, соль, си и ми)? А для полного представления (также чтобы настраивать инструмент) вам нужно знать, как они звучат. Далеко не во всех произведениях вы сможете использовать аккорды, переборы и бои. Если вам будет предоставлена партия только в нотах, не зная нотной грамоты, вы не сможете ее сыграть. По нотам играть даже может быть легче, больше возможностей.

  • А когда смотришь аккорды для гитары в песне, там к буквам еще что-то прибавляется. Например, Am, или A с семеркой. Это как понимать?

    • Вадим, таким образом обозначены сами виды аккордов, которые нужно строить от указанных вначале звуков. Ваше Am означает, что от звука ЛЯ нужно брать минорный аккорд, минорное трезвучие. A с семеркой говорит о том, что нужно играть септаккорд и т.д.

      • Музыкальный привет!
        Я Людмила Львовна Арфа, по образованию корректор газет и журналов.
        Заметила несколько ошибок при объяснении бемолей.
        Надеюсь, исправите сами.

  • Как обозначаются звуки в октаве, состоящей из 20 звуков?.

  • А что может означать Ария GJ (Абдразаков исполняет,есть на Ютьюб )

    • Скорее всего, это означает «ария Дон Жуана» из одноимённой оперы Моцарта. Это точно не имеет отношения к буквенному обозначению музыкальных звуков.

  • В таблице не ошибка ли в ячейке с обозначением звука ре бемоль?

  • Непонятно, как различать, например, До-мажор малой и больной октав, ведь из-за мажора в обоих случаях нота пишется с заглавной буквы?

  • В видео неправильно учат Си-бемоль-бемоль. Нужно heses, а в видео bes

  • Извините, пож-та. меня учили настраивать гитару по песням, я до сих пор не знаю , слушая димаша кудайбергенова, когда говорят, что это д8, я понимаю, что он заходит за клавиши фоно,но я слышу и выше. когда говорят, что это для собак, могу сказть , что и лошади это слышат, а гуси реагируют на звук, опять же,как я слышал, до 10 км

  • Потрясающе просто, доступно и интересно изложен материал, невозможно оторваться. Спасибо Вам огромное за помощь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *