Музыкальные юбилеи 2016 года

Каждый год приносит нам множество событий в мире музыки. Мы вспоминаем имена прославленных композиторов и исполнителей, громкие премьеры. 2016-й не стал исключением.

Вольфганг Амадей Моцарт – 260 лет!

Так совпало, что в текущем году мы отмечаем 2 памятных даты: 27 января – 260 лет с момента рождения, а 5 декабря – 225 лет со дня смерти неповторимого Вольфганга Амадея Моцарта. Такого сочетания классического совершенства и дерзких экспериментов не найдется, наверное, ни у одного классика. Врожденная гениальность попала на благодатную почву. Неизвестно, как сложилась бы судьба маэстро, если бы он не родился в семье отличного музыканта и чуткого педагога Леопольда Моцарта. Он сделал все, чтобы талантливый малыш стал гениальным композитором и исполнителем-виртуозом.

Интересно, что Моцарт – автор современного национального гимна Австрии. Его музыка взята из произведения, написанного композитором за 19 дней до кончины, «Масонской кантаты». Слова были написаны в XX веке на конкурсной основе поэтессой Паулой фон Прерадович.

Стоит отметить факт, что в 2016-м исполняется 245 лет со дня 1-й постановки оперы «Митридат, царь Понтийский», которая была восторженно принята публикой. А еще через 5 лет, в 1786 году состоялась премьера спектакля «Свадьба Фигаро», мелодии из которого были сразу же растащены на цитаты и исполнялись уличными музыкантами, в трактирах, в домах знатных господ.

Моцарт с семьей - отцом и сестрой на концерте в Вене

Об этом гениальном музыканте ходит много легенд. Некоторые имели место в реальности, другие историки считают вымыслом. Но его имя, как и творчество, вызывает постоянный интерес, равнодушных нет.

Два русских гения – Прокофьев и Шостакович

В 2016 год музыкальная общественность отмечает юбилеи 2-х ключевых фигур отечественной музыки XX века: 125-летие С. Прокофьева и 110-летие Д. Шостаковича. Это два равновеликих, но совершенно непохожих и по характеру, и в творчестве, человека. Их жизнь и наследие изучается многими поколениями искусствоведов и всегда вызывает интерес.

Они являлись антиподами во всем, в том числе и по взглядам на классическое наследие, по отношению к оркестровке. Прохладно они относились и друг к другу. Несмотря на то, что оба композитора получали образование в Петербургской консерватории, влияние школы Римского-Корсакова, которое отчетливо прослеживается в произведениях Прокофьева, почти незаметно у Шостаковича.

Шостакович и Прокофьев - два юбиляра 2016 года

Они нещадно критиковали друг друга, упрекая в отсутствии вкуса, заимствовании музыкального материала, превалировании внешних эффектов над глубинным смыслом. И все же они стали в один ряд, возглавив целую эпоху в русской культуре, сумев воплотить ее многообразие и широту.

Пианист Владимир Софроницкий – 115 лет!

В 2016-м мы отмечаем еще один двойной юбилей – 115 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти блестящего пианиста Владимира Софроницкого. Его творческий путь не был таким искрометным, как у других исполнителей, не было в ней крутых поворотов судьбы. Но когда изучаешь его биографию, поражаешься обилию концертов.

Он появился на свет в интеллигентной семье, среди членов которой есть и ученые, и поэты, и музыканты, и художники. Начальное музыкальное образование он получил в Варшаве. После возвращения с семьей в Петербург в 1914 году продолжает обучение в консерватории. После ее окончания имя Софроницкого все чаще мелькает в концертных афишах. Интересно, что пианист никогда не участвовал в конкурсах и сам признавался, что недолюбливал соревнования с другими исполнителями.

пианист Владимир Софроницкий на картине Петра Кончаловского

Его игра заслужила признание Святослава Рихтера, который при первой встрече после выпитого на брудершафт бокала по традиции «обозвал» Софроницкого Богом. А его гениальные интерпретации произведений Скрябина и Шопена до сих пор вызывают восхищение меломанов.

Галина Вишневская – 90 лет!

25 октября исполнилось бы 90 лет знаменитой оперной певице, обладательнице великолепного сопрано, Галине Вишневской. Жизнь ее не была легкой. Все детство она провела в Кронштадте, пережила блокаду Ленинграда, в 16 лет даже служила в войсках ПВО, одновременно участвуя в концертах для бойцов.

В 1952 году прошла серьезный конкурсный отбор в группу стажеров Большого театра, и вскоре стала одной из его ведущих солисток. В составе театральной труппы и как сольная исполнительница, Вишневская объездила с концертами полмира. Услышав выступление певицы по радио, тяжелобольная Ахматова посвятила ей стих «Слушая пение».

Анна Ахматова Слушая пение

Переломным моментом в жизни Галины Вишневской стало знакомство с будущим мужем Мстиславом Ростроповичем. После того, как супруги предложили приют на своей даче Солженицыну и открыто поддержали его, власти СССР ограничили им творческую деятельность и запретили упоминать имена Вишневской и Ростроповича в прессе. Пара была вынуждена покинуть страну. В 1990 году певице и ее мужу было возвращено гражданство и все регалии.

фотография Галины Вишневской

Почти неизвестный и великий меценат Митрофан Беляев

22 февраля исполнилось 189 лет со дня появления на свет человека, посвятившего жизнь поддержке русских музыкантов, мецената Митрофана Беляева. В то время, как «верхушкой» общества признавалась только европейская музыка, Беляев большую часть средств, получаемых от своего бизнеса, тратил на поддержку молодых, еще почти неизвестных русских композиторов, оплачивал издание их произведений. Промышленник спонсировал, если выразиться современным языком, два концерта русской музыке на Всемирной выставке в Париже в 1880 году, явившихся первым знакомством Европы с русской музыкой.

Благодаря меценату был организован «Беляевский кружок». Композиторы, вошедшие в него, продолжили отчасти традиции «Могучей кучки».

Судьбоносная премьера – опера «Иван Сусанин»

Нельзя обойти вниманием знаменательное событие в русской культуре – премьеру первой русской национальной оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя», коей в 2016 году исполняется 180 лет. За время своего существования спектакль претерпел несколько изменений. Первоначально автор дал своему детищу название «Иван Сусанин». Но перед самой премьерой Глинка по величайшему соизволению самого государя переименовал ее.

Текст оперы был во многом промонархическим, и, чтобы ее разрешили ставить в советских театрах, поэт Сергей Городецкий изменил либретто, сделав его народно-патриотическим. Одно время в финальном хоре «Славься» даже звучали слова «советский строй», впоследствии замененные на «русский народ». Долгое время бессменным исполнителем партии Сусанина был Федор Шаляпин.

Дмитрий Шостакович — Романс из кинофильма «Овод»

Автор – Виктория Денисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *