Ноты басового ключа

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.

Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.

Суть басового ключа

Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.

Посмотрите на картинку и запомните главное!

басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, которая пишется на четвертой линейке нотного стана

Ноты малой октавы в басовом ключе

Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.

На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:

ноты малой октавы в басовом ключе

  • Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
  • Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
  • Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
  • Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
  • Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
  • Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
  • Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.

упражнения на запоминание нот басового ключа

Ноты большой октавы в басовом ключе

Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:

ноты большой октавы в басовом ключе

  • Нота ДО большой октавы пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота РЕ большой октавы занимает позицию под первой добавочной линейкой.
  • Нота МИ большой октавы «нанизана» на первую добавочную линейку нотоносца.
  • Нота ФА большой октавы располагается под первой основной линейкой нотного стана.
  • Нота СОЛЬ большой октавы «сидит» на первой линейке нотоносца.
  • Нота ЛЯ большой октавы спряталась между первой и второй линейками.
  • Ноту СИ большой октавы следует искать на второй линейке нотоносца.

Ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.

Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.

ноты контроктавы в басовом ключе

Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.

Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.

  • Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
  • Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
  • Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
  • Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
  • Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
  • Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
  • Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе

Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.

Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.

ноты субконтроктавы в басовом ключе

Ноты первой октавы в басовом ключе

Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.

ноты первой октавы в басовом ключе

  • Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
  • Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
  • Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.

Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:

мелодия для тренировки чтения нот в басовом ключе

Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.

Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ.

На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

Комментарии 15

  • Таких подробных разъяснений нотной грамоты не встречал. Ноты скрипичного ключа немного знаю, так как в институте играл в оркестре на трубе. А, вообще, на чём я только не играл: на губной гармошке (прилично), на гитаре, но у костра, после семидесяти освоил на слух пианино, купил синтезатор. Играю чаще мелодии 30-х — 40-х годов, сразу, без подбора. Ноты выучить, боюсь не успею, скоро 79.
    С Новым Годом Вас.

    • Здорово, что у вас такой богатый музыкальный опыт. Всем бы так! 🙂 Многая вам лета!

    • Святослав,мы с Вами попали на замечательный сайт, где всё объясняют с любовью к детям.
      Я занимаюсь музыкой с внуком.Однажды поняла,что ноты выучить легко, если линейки нотного стана покрасить в цвета радуги: (до — красный ….. си — фиолетовый)
      Скрипичный ключ:
      Дополн. —- красная (до)
      Дополн. —- синяя (ля)
      5 ————зелёная (фа)
      4 ————оранжевая (ре)
      3 ————фиолетовая (си)
      2 ————голубая (соль)
      1 ————-жёлтая (ми)
      Дополн. —- красная (до)
      Басовый ключ:
      5 —————синяя (ля)
      4 —————зелёная (фа)
      3 —————оранжевая (ре)
      2 —————фиолетовая (си)
      1 —————голубая (Соль)
      Дополн. —- жёлтая (ми)
      Дополн. —- краная (до)
      ……..

      • Любопытно, что во времена глубокого Средневековья, когда к нотному стану только-только подступались, линейки также были цветными. Первоначально было всего лишь две линии — красная для ноты фа и желтая для ноты до. Так что «все новое — это хорошо забытое старое»! Между этими линиями ставились невмы — специальные значки, из которых впоследствии произошли ноты.

      • Много десятков лет тому назад тоже додумался красить нотный стан. Помогло. Необходимость побуждает мозги.

    • Святослав (Извините нет Вашего отчества), вы молодец!
      Не опускаете руки, как кстати многие молодые люди, «забивая» (как сейчас на сленге принято говорить), на себя и окружающих. А зря! Ведь вокруг много чего интерес-ного и музыка кстати здесь, далеко не на последнем месте.
      Я то же начал, можно сказать с чистого листа, скоро (надеюсь!) будет 65. Но хочется прикоснуться к прекрасному, посмотреть Россию, остальной грешный мир смотреть не хочется! По крайней мере пока. А в вечный мир, как позовут, так и пойдём!
      Дай бог Вам здоровья и многия лета! Оставайтесь таким же!

  • Спасибо! Отличное разъяснение.
    Увы, одного не понял: почему, в чём ПРАКТИЧЕСКИЙ смысл различного расположения нот в линейках басового и скрипичного ключей? Что не стыковалось бы, если оно (расположение) было бы одинаковым?

    • Смысл использования разных ключей в том, чтобы не увеличивать количество линеек на нотном стане и как можно меньше использовать добавочные линейки. Расположение нот на линейках напрямую связано с диапазоном певческих голосов. Если, предположим, нота соль первой октавы в басовом ключе находилась бы так же, как и в скрипичном, на второй линейке, то весь рабочий диапазон баса оказался бы на добавочных линейках снизу, количество которых очень сильно зашкаливало. Использование большого количества добавочных линеек усложняет чтение нотной записи.

      • Спасибо за ответ, но я не об этом. Непонятно в чём практический смысл сдвига самих нот в разных ключах на одну линию? На одних и тех же линиях — разные ноты. Нелогично. За сдвиг октав же басовый ключ и/или октавные пунктиры пусть и отвечают, двигают куда и на сколько хотят, избавляют от добавочных линеек. 🙂

      • Смысл в том, чтобы уместить на нотном стане как можно больше нот рабочего диапазона голоса. Например, у сопрано рабочий диапазон — 1-я и 2-я октава, поэтому «сопрановый» ключ До ориентирует на расположение ноты до первой октавы на первой линейке нотного стана, самой нижней, все важные для сопрано ноты будут располагаться выше; у альта рабочий диапазон — ноты малой и первой октавы, поэтому альтовый ключ До ориентирует на расположение ноты до первой октавы на третьей линейке, в центре нотного стана, что позволяет разместить на нотном стане ноты как первой, так и малой октавы; а у баритона рабочий диапазон — ноты малой, большой октав и немного первой, поэтому для него нота до первой октавы располагается на самой высокой линейке, на пятой, все основные ноты рабочего диапазона будут ниже ее.

        В музыке прошлого использовалось большее количество ключей по сравнению с современной практикой. Сейчас мы используем по большей части всего четыре ключа — скрипичный, басовый, теноровый и альтовый. В то время, когда формировалась система ключей, никаких октавных пунктиров еще не применяли, они появились значительно позже.

    • Не музыкант, но я так понял, что чисто графически дело в том, что на нотном стане принято выделять 5 линий, а не 7. Поэтому и получается сдвиг.
      А именно 5 видимо или исторически-традиционно или в этом есть какой другой смысл.

  • Разве не на малую терцию повышаются ноты? Пример: в скрипичном си — в басовом до — малая терция; в скрипичном до — в басовом си — большая терция; не должно ли быть ми бемоль, благодаря малой терции?

    • Нет. Советуем вам больше таким способом распознавания нот в басовом ключе не пользоваться, забыть его навсегда.

  • Хотя нет… Был не прав : ) Видимо дело совсем не в этом.

  • Весьма экономичная запись … между двумя станами дополнительная одна ступень «до» первой октавы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *