Как появились названия нот?

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

средневековый гимн, от которого произошли названия нот

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

неправильная информация о происхождении названий нот

Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!

Комментарии 24

  • Здорово! Никогда бы не подумала, что у нот такая интересная история. Хотя, вот чудесно — недавно я размышляла на тему, откуда произошло название нот. И вот — теперь вы мне так подробно всё объяснили. Спасибо! Очень интересный материал.

  • Я даже и не задумывался, что у нот может быть своя история. Интересно было почитать и никогда бы не подумал их связать с космосом и богом

  • Добрый вечер! С наступающим Рождеством Христовым!
    Я у вас впервые! Мне очень понравилось, так все доступно и понятно объясняете. С удовольствием прочитала историю нот и полное название. Прямо волшебство какое то. Удивили!

  • Супер! как здорово, что появилось простое объяснение, тому сложному и не совсем понятному для детей материалу, изложенному в теории музыки.

  • добрый день, случайно наткнулась на статью про ноты- вообще, даже не представляла, что так было сложно петь песни и запоминать знаки, какие же люди молодцы,особенно Гвидо из Ареццо, что все придумали доступно. Спасибо за информацию!

  • Так а Sancte Johanes так и не прозвучала!
    Выходит по факту нот 6???

    • Нот 7, просто нота СИ не нужна была в этой гамме, в эпоху Средневековья гаммы были другие — гексахорды, они состояли из 6 ступеней. Как только потребовалась седьмая ступень, её тут же обозначили, как положено).

  • Цитата из книги 1001 изобретение National Geographic, Москва 2016:
    «Эти мастера, в частности, аль Кинди, использовали в IX веке музыкальную нотацию — систему знаков для записи музыки. Они также дали составляющим гамму нотам, прежде обозначавшимся буквами, названия в виде слогов- такой способ стали называть сольмизацией. Эти слоги образуют сегодня основную музыкальную шкалу. Мы знаем ряд до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знаки арабского алфавита, обозначающие эти ноты — даль, ра, мим, фа, сад, лям, син. Фонетическое сходство между современной гаммой и арабской алфавитной нотацией IX века поразительно.»

  • А я придумал еще вот что: Авиационные фирмы тоже есть с полной гаммой:
    ДОрнье (Германия)
    РЕджиане (Италия)
    МИль (СССР, Россия)
    ФАрман (Франция)
    СОЛЬнье (Франция)
    ЛЯтекоэр (Франция)
    СИкорский (США)

  • Насчет ноты Си и ее обозначений вообще спорные вопроосы возникли.
    В Германии ее обозначают буквой H — от слова Hart — жесткий, так как чистая нота Си возникла позже, для нее не нашлось знака, и поэтому ноту В стали рисовать квадратной для этого звука, а нота получила название «B-carre», круглая же нота получила название «B-molle». Оттуда и пошли названия знаков альтерации Бекар и бемоль. Немцы и русские, взяв это за основу , ноту Си стали обозначать буквой Н,a Си-бемоль -буквой В. американцы и остальные европейцы эту же ноту — буквой В , а Си-бемоль — Вb.

  • Помяловский в «Очерках Бурсы» упоминал, что когда он учился в бурсе первая нота ещё называлась УТ а не ДО
    «Подходит к Лапше Карась.
    — Что тебе? — говорит Лапша, ежась, двигая плечами и выпячивая свое
    странное лицо.
    — Поучи меня обиходу.
    Лапшу медом не корми, а только дай в руки обиход.
    — Пойдем. Сначала надо ноты выучить.
    Отправились они в Камчатку и затянули — ут, ре, ми, фа и т.д.»

  • А так, видимо, обрёл имя Спаситель…

    И стину распяли на кресте 
    И багрово сжался солнца круг, 
    С овестью, погрязшей в суете. 
    У тро — продолжение крестных мук. 
    С раму ли порадуется враг? 

    Х ерувим не нужен доброте? 
    Р аспластает крылья алый стяг, 
    И предаст святыни наготе? 
    С нова на коленях пред Тобой, 
    Т ы и вечность.Больше ничего. 
    О тречение от себя самой, 
    С лава у престола Твоего. 

    это просто акростихи, которые писали к известным словам, написанным вертикально.
    были распространены в т.н. «средневековье».
    и…да… заблуждения миллионов не превращают эти заблуждения в истину

  • Добрый день подскажите пожалуйста раньше было 9 нот, как назывались, интересно узнать, Благо Дарю

  • Здравия всем и долгих лет жизни кто читает эти строки.

    Нот вообще то 12, на все уже есть названия, поюзайте в ютубе «хроморяд Белецкого».
    А по большому счёту нет никакой разницы сколько нот, и как они называются, поверьте.
    Главное душа ! Чтобы человек от души всё делал, и тогда у него всё получится и откроются новые возможности для творчества. Я вот открыл онлайн школу караоке, самый лучший и эффективный способ для пения, все довольны ибо учатся многому на наших курсах . Спасибо за внимание

  • Весёлая история для весёлых ребят!

  • Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот ?
    Вы серьёзно !? Вам не мерзко верить в ложь? которой нас кормят изо дня в день!
    Спросите у души, правда это или нет!?
    Мне плакать хочется когда вы не видите истины.
    Но в любом случае выбор ваш.

    • Уважаемый Игорь, что вы ругаетесь? Поясните, пожалуйста, что не так? Как правильно? И какие источники могут подтвердить ту истину, которую мы не увидели?

  • А можете сказать как они пели по нотам?

  • Да всё верно. Если смотреть на ut как на уд то интересная картинка получается. А то провозгласил себя господом.
    Уд- икс,игрек й
    Ре-материя (мать)
    Ми-чудо (то что вышло из уда) новая жизнь
    Фа-семья планет
    Соль-солнце
    Ля-млечный путь (кто нибудь ещё помнит песню мы дети галактики»?)
    Си-небеса. Мы потомки богов.

  • Какой то безграмотный автор, одна фраза, что мелодия каждой строки начинается на ТОН выше предыдущей уже показывает уровень. Любому известно элементарные вещи, что в звукоряде гаммы чередуются тон с полутоном.
    Да и нот не 12, а 7. Понятия все вперемешку — где звуки и где ноты, терминология еще та …

    • Вивальдия, мы как раз разыскиваем грамотных авторов. Если Вам это близко, то будем рады сотрудничеству.

  • Все хорошо и правильно написано в статье! Еще и с музыкальным примером.)

  • Заслуга христиан в том, что они уничтожили всю музыкальную культуру Рима, переврали все лады греческой музыки, украли римскую нотацию и создали псалмодию на основании древнееврейских песнопений. Если бы не они, музыкальная культура Европы была бы на уровне древнегреческой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *