Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Инна

    Здравствуйте, любители теории 🙂 С удовольствием прочитала несколько материалов, улыбнулась. Как все просто здесь все описано. Давным давно, 43 года назад меня отвели в музыкальную школу. Самый сложный предмет для меня был — сольфеджио, запутывалась в терминологии, спасало только то, что диктанты всегда писала на 5. В училище теоретик, пожилая дама, требовала четких определений… а мне 15 лет… Боже, как она нас мучила, но все прошло. Дочку выучила музыке, а вот сыновья наотрез, до истерик, ни одним инструментом не владеют, обидно. Пишу, а сама поглядываю на пианино, на нем лежит «Школа игры на кларнете» Розанова (1954 года издания), сверху флейта. Кларнет и саксофон в кладовке. Эх, дожили…

    Ответить
  2. Olga

    Спасибо огромное создателям этого сайта! Написано все очень доступно!

    Ответить
  3. Андрей

    Спасибо

    Ответить
  4. Алла

    Спасибо за записи ритмов, а можно еще?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Алла, да, можно. А какие конкретно ритмы вам интересны?

      Ответить
  5. Любовь

    Низкий поклон! Огромная благодарность создателям сайта!!!!!!!!!!!!!

    Ответить
  6. Роман

    Всем здравствуйте!) Готовлюсь к экзаменам по сольфеджио — сайт мне в помощь — всем одноклассникам рекомендую) Большое спасибо за понятность и лаконичность) Всё-всё на одном сайте)

    Ответить
  7. Людмила

    Доходчиво, точно. Спасибо.

    Ответить
  8. Илья

    Но в чунга-чанга я вижу первом такте только 2 четверти.

    Ответить
    1. урур

      перед ними пауза подразумевается, то есть она есть, просто не написано — ведь пока не начал играть, все в мире пауза)

      Ответить
  9. назик

    отлично написано.Спасибо вам.Материал очень понятно «разжеван».Приятнее читать,чем учебник.Теперь смогу объяснить дочери материал.

    Ответить
  10. Игорь

    Спасибо большое за этот урок. Все понятно кратко и доходчиво. Благодарность.

    Ответить
  11. Zina

    Спасибо за точные формулировки! Однако есть вопрос.
    Цитата:
    «Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ.»
    Вопрос:
    Разве не бывает такта с несколькими сильными долями внутри например 4/4

    Ответить
    1. Алексей автор

      Да бывают такты, в которых несколько ударных долей, но по названиям: первая называется сильной, все последующие акцентные доли называются относительно сильными. А еще говорят «простые такты» и «сложные такты», 4/4 — это сложный размер и сложный такт, который состоит из двух простых.

      Ответить
  12. Ольга

    Спасибо большое, но вот у меня такой вопрос: если считать только сильные доли (я имею ввиду, что есть какой-то внутренний единый ритм у отдельно взятой композиции, общий, которой можно монотонно прохлопать). Это будет называться пульсом музыки или его метром?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Это лучше назвать пульсом, если мы эти удары никак не группируем. А если группируем, то можно назвать метром высшего порядка.

      Ответить
      1. Ольга

        Спасибо большое за ответ