Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

знаки альтерации - диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ, есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.

Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.

действие знаков альтерации

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

нота до на клавиатуре пианино

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

полутона на клавишах фортепиано

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

диезы на клавиатуре фортепиано

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

бемоли на клавиатуре фортепиано

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

дубль-бемоль и дубль-диез

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

правило правописания знаков альтерации

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

правило правописания диезов и бемолей перед нотами

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

ключевые и случайные знаки альтерации

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

порядок диезов и порядок бемолей

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим  два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

порядок диезов в скрипичном и басовом ключах

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».


 

А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

 

Комментарии 50

  • Ой, для меня это чем то напоминает китайский язык. Не моё это.

    • Дмитрий, вы прям нас развеселили! 🙂 Всем хочу заявить, что и китайский язык, случается, люди учат, а уж в диезах и бемолях разбираются почти наперегонки. Вы просто никогда к музыкальной грамоте близко не приближались, а в ней-то на самом деле все просто и логично устроено, как и в китайском языке! 🙂 Верно вы подметили, что язык музыки — это как иностранный язык, в который просто нужно погрузиться.

  • Какой у Вас интересный сайт! Сразу вспомнила уроки сольфеджио в музыкальной школе. 🙂 Пока что кое-что помню, но уже не играю. Да и от пианино давно избавилась.

  • Вот и я насколько помню со школы музыкальной: диез — повышение звука на полтона, бемоль — понижение, а бекар отмена, а вот дубль — что-то такого я не помню.

    • Наталья, забывается то, с чем редко имеешь дело!)) Дубль-бемоли и дубль-диезы действительно встречаются в нотах изредка, в сложных тональностях с большим числом знаков. А в современной нотации существует еще большее число различных знаков альтерации, так их даже в музыкальной школе не проходят, только в консерваториях.

      • А для чего вообще этот «огород городится», с дубль-диезами(бемолями)? Разве не проще и логичнее напрямую указывать нужную ноту на нотном стане, которую и надобно сыграть?
        Тоже самое и с МИ(СИ)-диез, ФА(ДО)-бемоль. Для чего рисовать СИ-диез, когда можно «чистую» ДО? В чём фишка-то?
        Бытовой пример: на калькуляторе (клавиатуре ПК, пульте ДУ) часть кнопок надписать не 0,1,2,3,…,9, а, например, вместо «4» — «3+1», или вместо «8» — «4х2». Суть-то не изменится, но выглядеть будет как издевательство. 🙂

      • Фишка в том, что ноты — это всего лишь инструменты, которые управляются системами более высокого ранга — ладами и тональностями. Например, ряд звуков объединяются в тональность — мажорную или минорную, в этой «команде» есть своя иерархия — свои командиры и подчиненные (устойчивые и неустойчивые звуки). Например, возьмём тональность до-диез минор: в ней самая главная нота, центр — это «до-диез», она же самая устойчивая и не должна никаким образом изменяться, то есть звук «до» в чистом виде в этой тональности уже неприемлем, а вот нота си — седьмая ступень этой гаммы, крайне неустойчивая и ее превратить в «си-диез» намного проще и логичнее, чем менять «до-диез» на «до-бекар», так как «си-диез» очень часто переходит в «до-диез» (неустой разрешается в устой), в этом очень ярко проявляется принцип подчинения внутри тональности и принцип всяческого укрепления тонального центра. Если же мы изменим «до-диез» мы потеряем «командира», потеряем тональность, потеряем ориентировку, перестанем знать и чувствовать, куда нужно вести мелодию.

      • Понятно. «Танцуем» от ладов и тональностей. Большое спасибо, Алексей, за развёрнутый ответ.

  • А какими знаками в нотах изображают изменение на четверть тона? Ведь, насколько мне известно, использование таких нот в современной музыке — не редкость.

    • Роман, спасибо за вопрос! Действительно, в современной музыке очень часто встречается альтерация меньше полутона. Четвертитоновые диезы обозначаются с помощью половинки привычного диеза (одна слегка наклонная черта с штрихом, который ее перечеркивает сверху); четвертитоновые бемоли — это обычные знаки бемолей, только чуть перечеркнутые косым штрихом в верхней части.

  • Спасибо большое !!! мне 76 лет с детства очень любила музыку но не было возможности изучать ее всегда мечтала пойду на пенсию займусь музыкой пол года назад начала на синтезатори играть знакомые песни списываю ноты в интернете Жаль для левой руки нет С диезом и бемолем благодаря вашей статьи немного прояснилось Еще раз большое спасибо!

  • Спасибо Вам за создание этого сайта.Я в музыке ничего не понимаю,но дочку отдала в муз.школу.Помогаю делать школьные уроки и приходится бороться с муз заданиями.И тут на помощь приходит ваш сайт.Тут все подробно расписано.И ещё очень нравится что есть картинки и видео,для лучшего понимания.Процветания Вам и сайту.

  • а что означает бекар в скобках

    • Максим, разные бывают случаи, когда знак берётся в скобки. Например, это может быть напоминание в месте, где часто ошибаются исполнители, а может быть и что-то другое. Чтобы ответить на ваш вопрос точнее, мне нужно посмотреть тот нотный текст, где вы встретили бекар в скобках.

  • Какую клавишу жать если допустим имеется ключевой фа диез. А потом встретился фа дубль-диез ? Мне в этом случае нужно применять повышение на тон для фа диез или для фа ?

    • Для ноты «фа», то есть повысить ноту «фа» на тон.

      • Спасибо. Скорее всего так и есть. Слуха у меня особого нет, но вроде когда повышаю на тон для фа, то звучит гораздо лучше, чем если для фа-диез.

        А можно вам скинуть ноты и вы их как пример разместите на сайте, указав для каждой из нот с диезами и дубль диезами, что же на самом деле имелось ввиду ? Думаю на примере было бы более понятно всем, включая меня. Там просто есть ещё диезы в следующем такте после дубль-диезов в предыдущем такте. Но зачем они там, я не понимаю. Бекаров не было.

      • Скорее всего, в следующем такте диезы нужны просто для напоминания о том, что они были выставлены при ключе. Присылайте ноты.

  • Не знаю как отправить вам ноты. Вот выложил их сайте по ссылке: <...>
    Последние 10 тактов. Там всё очень не понятно для меня.

  • отличная статья 🙂 начал разбираться во всем этом, тут как раз, как для чайников все объяснено 🙂 спасибо)

  • если нота ре в такте с диезом в первой октаве, а без диеза ре во второй октаве написано, как играть ре второй октавы?

    • Да. Случайные знаки действуют только в той октаве, где они указаны. В другой октаве уже играем без диеза или бемоля.

  • Я живу в Праге .Государство Чехии организовало для пенсионеров бесплатные занятия в музыкальной школе по классу фортепиано .Школа на 3года.Я с удовольствием посетила ваш сайт и буду продолжать Спасибо

  • СУПЕР!!!! 10 минут и я понял,что означают эти странные значки рядом с названиями аккордов и ключей!!! МОЛОДЕЦ!!! Я просто по нотам играть не очень… По аккордам, строить научился… Только всё таки не понял смысла в дубль бемолях и иже с ними дубль диезах… Я так понял это для продвинутых?

    • Вы пока еще просто не сталкивались с такой ситуацией, когда без дубль-диезов и дубль-бемолей никак. Поэтому пока примите как данность, а в нужный момент обретется и смысл.

  • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, про порядок диезов и бемолей.

    Почему ключевые диезы\бемоли ставятся именно по порядку? Я не могу поставить, к примеру, в скрипичном ключе, ЛЯ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ, и всё? Между ними обязательно должны быть другие диезы по порядку?
    По-моему, я что-то не так понимаю.

    И ещё, почему на картинке, где представлено правильное расположение всех семи диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключе, нет диезов\бемолей начиная с ноты ДО первой октавы? И тут, я что-то не так понимаю.

    Кстати, из этой статьи я ещё узнал новую ноту — РЯ. )
    (В разделе «Порядок диезов и порядок бемолей» есть опечатка с нотой РЯ)

    • Ноту РЯ исправили, спасибо за проявленную бдительность))

      Про ключевые знаки скажем так. Для того чтобы понять, почему нужно выставлять те или иные знаки, полезно изучить темы «лад в музыке», «мажор и минор», «мажорные и минорные гаммы», «квинтовый круг тональностей».

      • Спасибо, буду изучать!

        Слишком разрозненные знания у меня, поэтому некоторые вещи кажутся непонятными, а оказывается всё дело в том, что я не знаю других тем.

        Нужно где-то найти, или самому составить план, что и в какой последовательности изучать — от простейшего к сложному, по ступенькам, по чуть чуть, но с правильной последовательностью, чтобы в голове правильная картинка сложилась.
        Ещё бы в таком стиле как у вас на сайте всё описано — было бы здорово.

  • Алексей, спасибо за статью! Доступный материал, легко усваивается.
    У меня вопрос: написано, что случайный знак альтерации применяется только в одном такте, но часто встречаю ноты, когда в следующем такте нота указана без знака, но по слуху ее также необходимо играть с повышением или понижением на полутон. Как такое может быть? Или я не верно понимаю «такт», всегда считал, что так отделяется тактовыми чертами на одной строке.

    • Артем, возможно, в этих нотах есть соответствующие ключевые знаки? я, например, не часто такое встречаю, практически никогда. Если вдруг попадутся такие ноты, может быть, вышлете для примера? Посмотрим, что там может быть особенного.

  • Спасибо за статью. Помогает разбирать с ребёнком ноты! Надеюсь и сама немного научусь играть.

  • Помогите пожалуйста. Какую ноту повышать, если диез стоит между двумя восьмыми нотами?

    • Диез — «предупреждающий» знак, повысить нужно ту ноту, перед которой он стоит. Мы говорим «до-диез», но пишем «диез-до».

      В вашем случае. Если диез стоит между двумя нотами, значит, нужно повысить вторую.

  • Спасибо Вам за статью! Я догадывался о предназначении чёрных клавиш, но Вы всё объяснили настолько понятно и просто, что у меня не осталось вопросов (если что, я программист). Благодарю)

  • в условиях самоизоляции пришлось заниматься с сыном сольфеджио. Спасибо, все очень толково и доходчиво. Думала сложно, ан нет)))))

  • Докуда действуют знаки альтерации? До конца такта?

    • Ключевые знаки действуют до окончания произведения или же до их отмены (замены другими). Случайные такты действуют до конца такта.

  • Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если в одном такте встречаются две ноты, на пример «фа» и перед первой стоит случайный знак альтерации, то как играть вторую ноту? Распространяется ли действие знака и на вторую ноту в этом же такте?

  • Спасибо!

  • Пока не очень понятно правило когда ноту снабжать диезом, а когда бемолем.
    Если первый аккорд вступления Em7, а общая тональность Eb, то как правильно написать его ноты — ми бекар — соль — си бекар — ре бекар или фа b — a bb — cb — ebb?
    Спасибо

  • Я не знаю ни бемолей,бекаров,диезов,и нот.А играю по слуху почти любое понравившееся произведение на очень многих мероприятиях,почти 60 лет.Так же я ничего не понял и из ваших комментариев и статьи.Что мне теперь не играть?

    • Играйте на здоровье! Только не забывайте, что до того, как вы услышали произведение, кто-то его заботливо записал нотами, чтобы передать последующим поколениям и уберечь при этом от искажения. Нужно как минимум уважительно относиться к чужому труду и к культурному наследию человечества. Ещё очень полезно развиваться, узнавать что-то новое. Тому, кто не просто сыграет произведение, а ещё и перепишет его своей рукой, откроется большее.

  • Вы для меня открытие. Так грамотно, доступно и красиво излагать свои мысли и знания — это восхитительно! Такое наслаждение Вас читать. Очень хороший слог и культура письма! Особенно радует Ваше внимание к комментариям — чётко и вежливо. Спасибо!

  • Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если при ключе есть и фа диез и соль диез ,а в такте фа дубль диез —то это просто соль , как если бы на месте фа дубль диеза стоял соль бекар?

  • Спасибо, очень доходчиво. Сегодня внучёк сел за пинанино, которое было куплено ему лет 15 назад, и стал задавать вопросы про ноты. Мы с бабушкой, имея музыкальное образование по классу фортепиано, но, на текущий момент кроме собачьего вальса и мурки, и то одним пальцем, никак, решили провести ликбез. Диез с бемолем вспомнили, но с бекром, помним, что был такой, а на кой он нужен — вопрос. С двойными диезами, бекарами даже при обучении не сталкивался. На кой они?
    Спасибо, вспмнили детство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *