Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.

Предыдущие важные темы:

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?

Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».

Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.

Таблица — Качественная величина чистых, больших и увеличенных интервалов

 Исходный
интервал
Сколько
тонов 
Увеличенный
интервал 
Сколько
тонов
 ч.1 0 т. ув.1 0,5 т.
б.2 1 т. ув.2 1,5 т.
 б.3  2 т.  ув.3  2,5 т.
 ч.4 2,5 т.  ув.4  3 т.
 ч.5  3,5 т.  ув.5  4 т.
 б.6  4,5 т.  ув.6  5 т.
 б.7  5,5 т.  ув.7  6 т.
 ч.8  6 т.  ув.8  6,5 т.

Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».

Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.

Таблица — Качественная величина чистых, малых и уменьшенных интервалов

Исходный
интервал
Сколько
тонов 
Уменьшённый
интервал 
Сколько
тонов
 ч.1  0 т.  нет  нет
 м.2  0,5 т.  ум.2  0 т.
 м.3  1,5 т.  ум.3  1 т.
 ч.4  2,5 т.  ум.4  2 т.
 ч.5  3,5 т.  ум.5  3 т.
 м.6  4 т.  ум.6  3,5 т.
 м.7  5 т.  ум.7  4,5 т.
 ч.8  6 т.  ум.8  5,5 т.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

увеличенная квинта на фортепиано

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

чистая, увеличенная и дважды увеличенная квинта от ре, ноты

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

уменьшенная квинта на фортепиано

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

чистая, уменьшенная и дважды уменьшенная квинта от ре, ноты

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

чистые и большие интервалы от ноты ре вверх

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

увеличенные интервалы от ноты ре вверх

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

чистые и малые интервалы от ноты ре вверх

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

уменьшенные интервалы от ноты ре вверх

Энгармонизм интервалов

Что такое энгармонизм? Это равенство элементов музыки по звучанию, но неравенство по названию и записи. Простой пример энгармонизма – звуки ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ. Звучит одно и то же, но названия – разные, и записываются тоже по-разному. Так вот, интервалы тоже могут быть энгармонически равными, например, малая терция и увеличенная секунда.

примеры энгармонизма звуков и созвучий

Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.

В энгармонически равных интервалах качественная величина, то есть число тонов и полутонов совпадает, а вот количественная величина (число ступеней) – разное, именно поэтому они складываются из разных звуков и по-разному называются.

Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.

энгармонически равные интервалы от ноты ре

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!

Комментарии 12

  • Предлагаю переработать заголовок второй таблицы )) Вместо «Увеличенный интервал» написать «Уменьшенный интервал»

  • Каждый раз когда я пытаюсь осилить сольфеджио, я дохожу до темы интервалов и тут всё — начинается этот треш. Объясните пожалуйста почему была принята такая система отсчёта, которая влечёт за собой (теперь я хотя бы понимаю что влечёт) появление энгармонизмов. Зачем было делать 7 ступеней, и 5 промежуточных, почему было не сделать 6 ступеней и 6 повышений, или 12 ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, ку, чао, ок, чи, дзен, и получить качественно тоже самое, но без «сейчас это секунда, а тут это уменьшенная терция…» Зачем введена эта нелинейность в звукоряд, чтобы потом всё равно приводить её к линейности через введение дополнительных сущностей?

    • Эх, молодёжь…

      • Вопрос, возможно, и прозвучал странно, но мне тоже хотелось бы увидеть на него ответ, если вам не сложно. Заранее спасибо!

      • Если вам удобны другие системы, то они существуют и вы можете их практиковать. Только не нужно забывать о том, что теория — это не искусственное изобретение, вначале был звук, рожденный природой, именно поэтому в мажорной гамме семь ступеней, а не шесть — такова природа, такова физика. Вы можете стать создателем какой-то своей, новой теории с «ку, чи, дзен», с «хо, хо, хо» или с «фу, фу, фу» — как вам нравится больше? С помощью этой новой теории попробуйте объяснить все, с чем столкнётесь в музыке.

    • Потому что изначально (еще в Древней Греции, а далее и в период Средневековья-Возрождения) в музыке использовали только натуральные лады, которые не подразумевали диссонансов, таких как уменьшенные и увеличенные интервалы и тд. Все звуки лада можно было расположить по чистым квинтам и называлось это диатоника. Мажоро-минорная система сложилась лишь в эпоху Средневековья, а распространилась и того позже. В связи с веяниями церкви, что музыка — это дар божий, все интервалы, кроме чистой октавы и позже чистой квинты считались диссонансами — неблагозвучиями, тритон, который встречался в натуральных видах мажора и минора считался вообще чуть не воплощением дьявола и его использование было запрещено. С ослаблением роли церкви и развитием мажоро-минорной системы, а также созданием прототипа современного фортепиано, стало возможно более свободное использование интервалов и гармоний. Появилось разделение октавы на 12 полутонов, что и привело к возможности изменения и усложнения интервалов. Энгармонизм необходим для грамотной записи, а впоследствии и показа исполнителю тональности, в которой он находится или, например, более легкого перехода из одной тональности в другую. Так же любой звук можно записать по-разному (по сути это и есть определение энгармонизма), например ре# и ми-бемоль невозможны в одной тональности просто-напросто, поэтому в ми-мажоре мы получаем ре#, а в ми-бемоль мажоре получаем ми-бемоль. Так можно записывать по-разному одинаковые тональности (это для упрощения в большей степени используется: вместо семи-восьми знаков использовать никаких или один и тд) а также в гармоническом виде мажора и минора, например, появляется увеличенная секунда, которая хоть и звучит на деле и вне лада как малая терция, в ладу усиливает тяготение к устойчивым ступеням, а также добавляет весьма интересный оттенок «восточности», в отличие от идентичной ей малой терции. Проблема этого всего в том, что появлялось это задолго до возникновения объяснений — практика всегда опережает теорию, а теоретики в свою очередь пытаются это все описать и структурировать для удобства понимания и записи

  • Вопрос даже не в записи. Какая практическая польза от двойной записи одного и того же звучания? То есть, в мажорном трезвучии говорится, что первая терция большая. Почему не говорят, что это уменьшенная квинта? Что изменится на практике, если написать уменьшенный/увеличенный интервал вместо понятного чистого/большого? И в чем проблема, если исключить все эти уменьшения/увеличения? Спасибо.

    • Проблема в том, что построение интервала самого по себе — это только один уровень его изучения — структурный, есть еще такие важные явления как лад и тональность: в ладу у звуков и созвучий, в том числе и у интервалов, есть функция, ступени лада проявляют себя в отношениях друг с другом, и если убрать, например, различие между соль-диезом и ля-бемолем, то многих вещей мы просто не увидим и не почувствуем.

  • Тут вся фишка не в том что увеличенные и уменьшенные интервалы звучат одинаково с обычными. Тут весь цимес в другом, так сказать, а именно в том, что увеличить и уменьшить интервал в контексте определённой тональности имеет смысл только на определённых ступнях, вследствие чего у них появится как бы тяга к тому, чтобы быть разрешенными, или развёрнуты и (или наоборот, свернутыми) в другой, более устойчивый интервал. Например, увеличенную секунду в до мажоре (и миноре тоже) имеет смысл строить на нотах ля-бемоль — си, и тогда у неё появится стремление развернуться в чистую кварту соль — до. Так же и с некоторыми другими интервалами.

    • Все правильно, надо уметь работать с интервалами и структурно, и функционально. Структурно — это значит понимать, какие количественные и качественные характеристики имеет интервал. Функционально — это значит понимать, почему и для чего образовался увеличенный или уменьшенный интервал на конкретной ступени лада.

  • Добрый день! Правильно ли я понимаю, что здесь ошибка и звуки у них всё же одинаковые?
    …а вот количественная величина (число ступеней) – разное, именно поэтому они складываются из разных звуков и по-разному называются…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *