В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.
Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.
Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).
Как точки могут увеличить длительность ноты?
ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.
Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.
ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.
Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.
Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
- В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
- В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Плюсующая лига
ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.
Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?
Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами, то лигой соединяются только длительности нот. Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.
Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
ЗНАК | ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА |
ТОЧКА | удлиняет ноту или паузу наполовину |
ДВЕ ТОЧКИ | увеличивают длительность на 75% |
ФЕРМАТА | произвольное увеличение длительности |
ЛИГА | соединяет длительности, заменяет знак «плюс» |
В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!
Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!
Уже давно, больше 30 лет назад закончила музыкальную студию, а вот про ферматы впервые услышала.
А как же! 🙂 О том нам гласит и народная мудрость: «Век живи — век учись». О том же нам твердят и философы: «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ). А мои учителя всегда говорили мне, что это счастье, когда ты узнаешь что-то новое! Желаю вам побольше таких счастливых моментов! 🙂
Очень подробная и доступная информация, в детстве, я мечтала научится играть на фортепиано, но видно не судьба… Так и не предоставилось возможности. Информация очень полезная, доступная, пригодится обязательно тем, кто самостоятельно изучает ноты, да и не только.
Как Вы просто и понятно излагаете, с удовольствием освежила в памяти забытые уроки музыкальной школы. Буду и дальше следить за обновлениями сайта, спасибо за труд.
очень полезный сайт у вас. Я уже лет 30 назад как закончила музыкальную школу, но до сих пор музицирую дома, и иногда что то вспоминать приходится по грамотности. Буду к вам заходить.
Спасибо, Елена! Заходите к нам почаще 🙂
Спасибо! Как раз то, что я искала! Спасибо Вам большое! Буду регулярно заходить на этот сайт, если что-то по сольфеджио не будет понятно!😏😉😆😀😁😊
Огромное спасибо за очень понятное изложение тем. Я бабушка двух внуков,образование которы лежит на мне,в том числе и музыкальная школа. Поэтому приходиться еще заниматься самообразованием, чтобы быть «в теме» и помочь своим озорникам. Ваши статьи мне очень помогают в этом. Я почти ежедневно отмечаюсь на вашей страничке.
Спасибо за информацию. Очень интересно и просто. Расскажите пожалуйста о муз.синтаксе.каденции.цезуре.периоде.
Спасибо за ваш сайт. За вашу работу. Благодарю.