Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.
Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.
Основные длительности нот
Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.
Основных длительностей не так уж и много. Это:
ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».
ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).
ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).
Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.
Соотношение длительностей между собой
На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.
Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?
Что такое музыкальное время?
Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да, в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс. Удары пульса равномерные, но они могут быть разные по скорости. Пульс может биться быстро, учащенно, а может – медленно, спокойно. Таким образом, получается, что биение пульса как единица измерения времени непостоянна, изменчива. Она зависит от темпа произведения. Но одновременно это измерение является очень важным. Почему?
Допустим, что пульс в пьесе бьется четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Как считать длительности нот?
Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.
Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.
Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».
Правописание штилей
Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.
На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.
И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.
Не смотря на то, что лет 50 назад меня пытались учить музыке, и я вроде бы должен знать нотную грамоту, совершенно забыл о длительности нот, и о том как они обозначаются.
Очень наглядно получилось, с аудиопримерами. Можно начинать обучение азам, не выходя из дома. Думаю, для многих это актуально.
Интересный у Вас блог. Все так понятно написано, что кажется можно выучить 🙂
Жанна, мы на то и рассчитываем — чтобы каждый смог выучить! 🙂
Все прекрасно, но надо было затронуть такие размеры как 3/8, 6/8 5/4 7/4 и т. д.
Андрей, добро пожаловать сюда — https://muz-teoretik.ru/muzykalnyj-razmer/ Обо всех этих размерах вы можете почитать специальный выпуск.
Жаль чьи в статье, ссылку на которую Вы дали, нет таких же музыкальных примеров.
Спасибо за ваш блог — получила массу понятной и полезной информации плюс аудиопримеры — просто песня))
Спасибо за урок.Внучка хватает на лету,и я вместе с ней вспоминаю.
У меня вот какая ситуация. Я проучился в муз.школе 8 лет и только в 7 классе я понял, что я ничего не знаю по теории. Сейчас я уже в училище и когда я поступил, не знал как быть. А недавно наткнулся на ваш сайт и я наконецто начал понимать то, что мне пытались вдолбить в школе.
Таких как ты сейчас каждый первый в музыке. Не переживай, в такт с фонограммой попадать.
Спасибо Вам огромное. Все очень понятно. С вашей помощью можно ребёнку помогать заниматься( родители не музыкальны) спасибо огромное
Спасибо огромное. Сын, 7 лет, поступил в музыкальную школу. Я на занятиях не присутствую и некоторые задания ему выполнять сложно. Огромное спасибо за такое замечательное объяснение и отдельное спасибо за аудиозапись. Думаю еще не раз мы обратимся к вашему сайту. Это мое спасение)))
Рады были помочь. Заходите к нам почаще)).
Спасибо.
Спасибо огромное! Теперь могу дочке помогать в изучении основ
А как записать 3 нотных такта ( мелодии) 3/8 и 4/4
Про размеры 3/8 и 4/4 есть отдельная страничка, ссылку смотрите в комментариях выше.
Благодарю за полезную информацию.
Спасибо! Очень помогло!
Ребенок пошел на музыку, ваш сайт палочка выручалочка для меня. Спасибо большое!
Я может тупой вопрос задам. Но где прописывается сколько ударов пульса в минуту?
Обычно это указывается вместо темпового обозначения или рядом с ним (в скобках).
Объясните, пожалуйста, в каких случаях нужно считать длительности 8ми, а в каких четвертями.
Это зависит от размера такта: если размер, например, 4/4 (четыре четверти), то счет и ведётся четвертями, а если размер 3/8 (три восьмых) или 6/8 (шесть восьмых), тогда и считать нужно, соответственно, восьмыми нотами. Подробнее о музыкальном размере — https://muz-teoretik.ru/muzykalnyj-razmer/
Как записывать ноты в 3 такта ? Чтобы длительность была в 3 такта, не больше, не меньше.
Может быть, вы имеете в виду в три доли? Для этого используется точка, которая увеличивает длительность на 50%. Например, три четвертных доли умещаются в одну длительность — половинную с точкой; три восьмых доли умещаются в одну длительность — четвертную с точкой.
Очень полезный сайт. Масса теории которая Очень полезна родителям. Сейчас дочь учится в музыкальной школе и информация с сайта как палочка выручалочк. Вижу что развиваете сайт, добавляете новое, спасибо Вам за ваш труд.
Спасибо!
а если восьмая с точкой и шестнадцатая вместе стоят их как считать ?
Интересно. Учился на фортепиано, и в школьном оркестре на домре. Решил вспомнить. А за музыкальные вставки – отдельная благодарность!
Здравствуйте, подскажите,пожалуйста, куда писать штили :вверх или вниз, если две ноты находятся под одной крышей, одно до(под) третьей линейки,а другая после(выше )третьей линейки?
В таких случаях штили могут быть направлены в любую сторону — как удобнее.
Спасибо за статью.
Вопрос.
Как понимать почку у ноты?
Таких подробностей не встречал на просторах интернета, молодцы, спасибо!
Спасибо огромное за вашу информацию.Все очень конкретно, четко , с примерами.Сделано по -умному. Если бы вы только знали,как вы облегчили мне жизнь ,а самое главное занятия с ребенком . Вы супер,вы лучшие.
Здравствуйте!
Чудеснейший сайт!
То, что нужно!
Пытаюсь считать при разучивании произведения, но всегда сбиваюсь с темпа.
Ваша статья внесла ясность.
А не подскажете — может быть есть такая запись счёта 4/4? Голосом «раз-и-два-и…»,чтоб привыкнуть к ритму.
Можно подписать карандашом под нотным текстом, будет проще.
Очень ценная и ясная теория! Благодарю🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Мне 66 лет. Играю самоучкой на слух. Пробую по нотам, вроде всё понятно. Но, на практике тяжко. Не знаю, продолжать или нет. Кто как посоветует.
у меня такая же ситуация. В 63, появилось желание, наконец, в нотах начинать разбираться. Тем более, что музыка снижает риск развития деменции на 25 %. Даже группу создаем. Барабанщику — 62 года. Разучиваем «Металлику». Для души. Выступать пока не планируем.
Совет такой. Заниматься обязательно!!!
Здравствуйте, подскажите пожалуйста по какому принципу при написании восьмые ноты с разным направлением штиля, в каких-то случаях обьединяются под одну крышу сверху, а в каких-то снизу?
Если нужно соединить две ноты, то допустимо любое направление — например, можно выбрать по первой ноте, а еще лучше — по окружению: посмотреть, какие направления штилей вокруг (если у всех вниз, то в одной группе делать вверх будет диковинно). Если нужно соединить три-четыре ноты — можно посмотреть, каких нот в группе больше и выбрать направление по принципу большинства.