Музыкальный размер: его виды и обозначения

Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.

В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.

Счет сильных и слабых долей

Чаще всего встречаются такие последовательности чередования: 1 сильный удар, 1 слабый или 1 сильный и 2 слабых. Для удобства удары пульса пересчитываются (рассчитываются на первый-второй или на первый-второй-третий, как на уроке физкультуры). Причем каждый сильный удар является первым. В зависимости от количества слабых ударов счет ведется до двух, до трех или до другой величины, пока снова не наступит сильное время. Такой счет ударов (их еще называют долями) называется музыкальным метром.

Предположим, что пульс бьется четвертными нотами, попробуем изобразить его биение в ритмической нотной записи. На нижеприведенном рисунке все удары пульса изображены четвертными нотами. Если удар сильный, то под ноткой стоит знак акцента (>), он похож на математический знак «больше».

сильные и слабые доли

Время от одной сильной доли до наступления следующей сильной доли в музыке называется тактом, такты разделяются, то есть отграничиваются друг от друга тактовой чертой. Таким образом, тактовая черта всегда располагается перед сильной долей, а это значит, что каждый новый такт начинается со счета «раз» (то есть с первой, сильной доли).

такты и тактовые черты

Какие бывают метры и такты?

Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).

Что такое музыкальный размер?

Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:

примеры записи музыкального размера

Что означают эти числа?

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.

Простые музыкальные размеры

Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.

простые музыкальные размеры - двухдольные и трехдольные

Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями. Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.

Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.

варианты заполнения такта в размере 2/4

Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.

варианты заполнения такта в размере 3/4

Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:

варианты заполнения такта в размере 3/8

Сложные музыкальные размеры

Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.

Размер 4/4 «четыре четверти» – содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертной ноте. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной, а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной, которая слабее, чем сильная. Дополнительно сообщим, что музыкальный размер 4/4 иногда обозначают также знаком, похожим на букву C (незамкнутый круг).

размер четыре четверти

размер шесть восьмыхРазмер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).

Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.

Смешанные размеры

Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).

Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.

размер пять четвертейНапример, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.

Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.

размер семь четвертейРазмеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.

Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.

Комментарии 47

  • СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!! очень легко разобралась с дочкой

    • Спасибо за отзыв! Очень приятно, что мы кому-то помогли. Желаем дальнейших успехов! 🙂

      • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как играть доли на гармони на правой и левой стороне.Спасибо!

  • Первое доходчивое для тех, кто не в теме, объяснение!

  • Спасибо, очень помогло для того, чтобы прочитать
    методичку по народному танцу.

  • Спасибо большое! Очень всё доходчиво!

  • Такт 4/4 надо чтобы в 1 такте было 4 ноты: целая, половинная, четвертная или восьмая?

  • Спасибо огромное! Это то что я так долго искала. Не понимаю, почему другие стараются посильнее запутать)) вот если бы еще примеры были…ритмические или мелодические, это было бы просто счастье!)

  • Триоли не совсем верно подписаны на «и» . Она идет между 2 и 3 й.
    @раз @ и @

    • Здесь имеется в виду сразу деление доли на три части для простоты, чтобы не застревать, не отвлекаться на совмещение деления на 2 и на 3 одновременно.

  • вопрос, какая скорость при 85 ударах на 4\4, должна быть в 3\4, как это расчитать? спасибо

    • Николай, скорость будет такой же. Ведь вы же измеряете скорость пульсации — 85 ударов в минуту. Темп не зависит от того, каким будет размер такта. 85 ударов — это равномерная пульсация, и в размере 3/4 и 4/4 эти удары будут просто долями, различие между ними — периодичность ударений (как часто будет отмечаться сильная доля).

  • В размере 4/4 мы можем соеденить 2 восьмых ребрами, но почему в размере 6/8 мы уже соеденяем 3 восьмых ноты ребрами? И сколько ещё таких «вармантов»?

    • Размер 6/8 является сложным: он состоит из 3/8 + 3/8 — для того чтобы показать группировку 3 + 3, чтобы было понятно, что такт состоит из двух частей, мы и соединяем вместе по три восьмых ноты.

      В размере 4/4 есть два варианта группировки: суть одного — показать 4 доли (каждая доля = две восьмых ноты, соединенные вместе); суть второго — показать сложность размера (2/4 + 2/4), и в этом случае мы соединяем уже по 4 восьмых под одно ребро (4 восьмых в сумме как раз и дают 2 четверти).

  • Спасибо!Просто и понятно!

  • Благодарю вас от всей души за простоту изложения сложных вопросов!

  • А вот откуда взялось это обозначение размера 4/4 незамкнутым кругом? Есть версия ,что это связано с религией,которая в средние века оказывала влияние даже на музыку,так ли это на самом деле?

    • Обозначение размера 4/4 с помощью незамкнутой окружности действительно берет начало в музыке Средневековья. В те времена существовала система мензуральной нотации. С помощью круга (замкнутого, незамкнутого, с точкой внутри или без точки) обозначали необходимый принцип соотношения между длительностями. Так, незамкнутый круг означал так называемое имперфектное, четное деление длительностей (бревис делится на два семибревиса — аналоги наших целой и половинных длительностей). Замкнутый круг был связан с перфектным делением длительности — на три части. Чтобы до конца разобраться, как незамкнутый круг превратился в обозначение размера 4/4, нужно основательно покопаться в теме мензуральной нотации.

      • Спасибо за подсказку,направление задано — будем искать )

  • Я без ритма танцую зумбу и всё не парюсь,какая разница.

  • Я не композистор как Бехтовен или Склябин, но прочитать забавно…

  • Извините, я не совсем понимаю размеры… Например, когда нижнее число 4 — какая должна быть скорость? И когда 8?

    • Если нижнее число 4, это значит, что счет ведется четвертными нотами. Скорость может быть разная, это зависит от темпа — можно считать доли в быстром темпе, а можно в медленном или умеренном.

      Если нижнее число 8, это значит, что счет ведется восьмыми нотами. Скорость опять-таки может быть различной.

  • Иногда в размере 4/4 идет сложная пульсация 3/8 + 3/8 + 2/8
    Например в песне Монгол Шуудан «Москва».

  • Здравствуйте!
    А как с акцентами в произведении. Д. Брубжка Рондо а оя тюрк. Вроде просто 9/8 Тт Тт Тт Ттт (ну вы поняли- т это восьмые, заглавные- акцентированные)для меня проще прочитать если записано- ТтТ тТт Ттт, но записывают две8- две8- три8.

  • Чёт запутался, может ли быть так что при различных комбинациях размера и темпа общая длительность песни в итоге будет одинакова? например 4/4 — 100 ударов/мин и 2/2 — 200 ударов/мин. На что опираться при выборе размера и темпа при сочинении песни? Надеюсь понятно)))

  • Прочтение оказалось сверхполезным . Очень Не хватает аудио примеров .

  • Рекомендация есть, попробуйте сделать звуковые записи разных длительностей, чтобы можно было воспринять всё на слух (одной нотой конечно). Не все понимают сколько раз бы не прочитали, пока не услышат и не опробуют.

  • Разъясните, пожалуйста, для начинающих: в примере с восьмыми появляются шестнадцатые — почему в размере указывается 8, а не 16? Ориентируемся на начало? Извините, если вопрос тупой, но приходится все пропускать через голову и понимание. Спасибо!

    • В размере указывается количество долей (верхняя цифра) и величина каждой доли (нижняя цифра). В размере 3/8 три доли, каждая из них является восьмой длительностью. Доли нам нужны, чтобы упорядочить ритм, чтобы ритмично играть. Сам же ритмический рисунок мелодии может состоять из разных длительностей, которые могут быть как меньше одной доли, так и больше одной доли.

  • Здравствуйте! Обладаю скудными познаниями в музыке, ваша статья помогла разобраться, спасибо! Однако, остался вопрос, как расставляются акценты в сумме размеров, скажем, в том же 7/4? По какому принципу они расставляются в других суммах? Например, в 11/4?

    • Все зависит от того, каков порядок следования простых размеров внутри сложных. Например, в 7/4 это может быть 3/4 + 2/4 + 2/4 и тогда акценты будут находиться на 1-ой, 4-ой и 6-ой, возможен вариант 2/4 + 2/4 + 3/4, тогда ударения приходятся уже на 1-ю, 3-ю и 5-ю доли. Возможен и вариант комбинации 2/4 + 3/4 + 2/4 (1-я, 3-я, 6-я доли с акцентом). Состав смешанного сложного размера обычно уточняется в скобках вначале произведения либо понятен по группировке длительностей внутри такта.

  • Лучшая статья по данной теме! спасибо вам!
    Вопрос насчет счета…. когда раз-и-два-и… или раз-два ?
    на сколько понял «и» используем в четвертых и вторых
    если это восьмые то уже просто раз-два-три ?

  • Не помните ли вы, почему размер 4/4 ознгачают буквой похожей на С, а 2/2 — той же самой буквой. но перечеркнутой? Что-то там было связано с несовершенством, незамкнутосмтью круга… каким-то графическим искажением, или это абревиатура какого-то слова?

  • Подскажите пожалуйста, название одного из самых сложных размеров 17букв

  • Расскажите, пожалуйста, чем отличается размер 3/4 и 6/8, если размер 3/4 можно точно так же записать восьмыми как и 6/8? разница только в моменте сильных и относительно сильных долей? как их различить вообще на слух?

    • Размер 3/4 — простой, в нем только одно ударение — на первой доле. Размер 6/8 — сложный, в нем два ударения — сильная и относительно сильная доля. Ощущение сильной доли и относительно сильной (в 6/8) — это и есть ключевой момент, позволяющий различить на слух два этих размера.

  • я пришла сюда только из-за старой песни гориллаз которая называется 5/4, и размер у нее соответственный. раньше училась в музыкальной школе, пытаюсь вспомнить что то из того что мы учили

  • Блин, пробелы скушались…

    А вот «Из за острова на стрежень». 3/4
    Но вот пробую подобрать как на слух отстукиваю такты, если проговаривать»та»:

    Из за о… строва на стрежень
    ^…^…^….^……^….^…^……^
    ———-….—————————

    На просто…ррречной волны
    ^….^…..^……^……….^……^….^
    —————…—————————

    Выплыва… ют расписные
    ^….^…….^…..^…^….^….^….^
    —————…————————

    острогру… дые челны
    ^….^..^………^…^.^….^
    —————…——————

    Последние две строчки повторяются. Где ошибка в понимании размера? Или в ударах? Мало того что слыша 3-5, 3-4, 3-5, 3-4 так ещё повтор строчек. Запутался в тактах.

    • Здесь есть затакт — начало с третьей доли, каждая фраза умещается в два такта (начало каждой фразы из-за такта, а конец — соответственно, по завершении второй доли). Ошибка в восприятии размера — вы пытаетесь каждую ноту рассмотреть как долю такта, но это не так: например, самое начало «из-за» — это две ноты (восьмые), но они занимают одну долю, третью (три-и). На «из» удар есть, на «за» его нет. На «острове» действительно есть задержка, там четверть с точной: начало слова «остров» — «о….» занимает полторы доли (раз-и-два), но продолжение «стро» безударное, «ва на» — это «три-и», стре-жень — это раз-два (здесь количество слогов и количество долей совпало).

  • Спасибо огромное!

  • с физической точки зрения темп — это величина, обратная скорости, как не парадоксально звучит это определение.

  • Сверхполезная статья получилась и в целом часто пользуюсь вашим сайтом. Всё доходчиво объясняете. Есть вопрос. Расскажите пожалуйста про размер
    3/8. Как считать шестнадцатые ноты в таком размере? Восьмые на 1 2,3 — это понятно. Четвертную на 1,2. А вот с шестнадцатыми не разберусь. Помогите пожалуйста. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *