Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.
В музыке есть своя мера времени – это равномерное биение пульса, каждый удар – это доля такта. Доли бывают сильными и слабыми (как ударные и безударные слоги в словах), они чередуются в определенном порядке, называемом метром. Музыкальное ударение, то есть акцент обычно приходится на сильные доли.
Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.
Когда возникают синкопы?
Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.
СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.
Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.
Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.
СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.
Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».
СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.
Какие бывают виды синкоп?
В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.
Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).
Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.
Выразительные свойства синкоп
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.
Прекрасная статья!)
Согласен, все очень хорошо разъяснено