Количественная и качественная величина интервала

Музыкальный интервал – это созвучие двух нот и промежуток, то есть расстояние между ними. Подробное знакомство с интервалами, их именами и принципами построения состоялось еще в прошлом выпуске. Если вам что-то нужно будет освежить в памяти, то ссылка на предыдущий материал будет дана ниже. Сегодня же мы продолжим изучение интервалов, а конкретно – рассмотрим два их очень важных свойства: количественную и качественную величины.

ПРОЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРВАЛАХ МОЖНО ЗДЕСЬ

Так как интервал – это расстояние между звуками, то это расстояние должно как-то измеряться. У музыкального интервала таких измерений два – количественная и качественная величина. Что это такое? Давайте разбираться.

Количественная величина интервала

Количественная величина говорит о том, сколько интервал охватывает музыкальных ступеней. Поэтому ее еще иногда называют ступеневой величиной. С этим измерением интервала вы уже хорошо знакомо, оно выражается в числах от 1 до 8, с помощью которых интервалы обозначаются.

Давайте вспомним, что же значат эти числа? Во-первых, они дают названия самим интервалам, так как имя интервала – это тоже число, только на латинском языке:

обозначение интервалов числами от 1 до 8

Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:

  • Число 1 говорит о том, что два звука находятся на одной музыкальной ступени (то есть фактически прима – это повторение два раза одного и того же звука).
  • Число 2 значит, что нижний звук находится на первой ступени, а верхний – на второй (то есть на следующем, соседнем звуке музыкальной лестницы). Причем отсчет ступеней можно начинать от любого нужного нам звука (хоть от ДО, хоть от РЕ или от МИ и т.д.).
  • Число 3 значит, что основание интервала стоит на первой ступени, а вершина – на треть ей.
  • Число 4 передает, что расстояние между нотами – 4 ступени и т.д.

Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.

интервалы от ноты ре

Качественная величина

Качественная величина, а также тоновая величина (второе название) говорит о том, сколько в интервале тонов и полутонов. Чтобы это понять, нужно сначала вспомнить, что такое полутон и тон.

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Очень удобно для лучшего понимания и большей наглядности пользоваться фортепианной клавиатурой. На клавиатуре есть черные и белые клавиши, и если их играть без пропусков , то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон (по звучанию, конечно, а не по расположению).

полутона на клавиатуре пианино

Например, от ДО и до ДО-ДИЕЗА полутон (полутон, когда мы поднялись с белой клавиши на ближайшую черную), от ДО-ДИЕЗА до ноты РЕ  тоже полутон (когда мы спустились с черной клавиши на ближайшую белую). Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов.

Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить.

полутона ми-фа и си-до

ВАЖНО! Полутона можно складывать. И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ.

Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:

  1. Правило белых тонов. Если между двумя соседними белыми клавишами есть черная клавиша, то расстояние между ними – 1 целый тон. Если черной клавиши нет, то тогда – полутон. То есть, получается: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, а МИ-ФА, СИ-ДО – это полутона.целые тона между двумя белыми клавишами
  2. Правило черных тонов. Если две соседние черные клавиши разделяет только одна белая (только одна, а не две!), то расстояние между ними тоже 1 целый тон. Например: ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ-БЕМОЛЬ И СИ-БЕМОЛЬ и т.д.целые тона между двумя черными клавишами
  3. Правило черно-белых тонов. В больших промежутках между черными клавишами действует правило креста или правило черно-белых тонов. Так, МИ и ФА-ДИЕЗ, а также МИ-БЕМОЛЬ и ФА – это целые тона. Точно также целыми тонами являются СИ с ДО-ДИЕЗОМ и СИ-БЕМОЛЬ с обычной ДО.черно-белые целые тона на клавиатуре фортепиано

Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого. Давайте потренируемся.

Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет. Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2. Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона. Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. И последнее – соль и ля, тоже тон. Вот мы добрались до ноты ля, и итого получили, что от ДО до ЛЯ всего 4 с половиной тона.

сколько тонов от до до ля

А теперь давайте сами! Вот вам задания для тренировки. Посчитать, сколько тонов:

  • в терции ДО-МИ
  • в кварте ФА-СИ
  • в сексте МИ-ДО
  • в октаве ДО-ДО
  • в квинте РЕ-ЛЯ
  • в приме МИ-МИ

считать тона в интервалах по клавиатуре фортепиано

Ну как? Справились? Правильные ответы такие: ДО-МИ – 2 тона, ФА-СИ – 3 тона, МИ-ДО – 4 тона, ДО-ДО- 6 тонов, РЕ-ЛЯ – 3 с половиной тона, МИ-МИ – ноль тонов. Прима – это такой интервал, в котором мы не уходим от начального звука, поэтому в ней нет фактического расстояния и, соответственно, ноль тонов.

Что дает качественная величина?

Качественная величина дает новые разновидности интервалов. В зависимости от нее различают такие виды интервалов:

  1. Чистые, их четыре – это прима, кварта, квинта и октава. Чистые интервалы обозначаются маленькой буквой «ч», которая ставится перед числом интервала. То есть чистую приму сокращенно можно записать как ч1, чистую кварту – ч4, квинту – ч5, чистую октаву – ч8.
  2. Малые, их тоже четыре – это секунды, терции, сексты и септимы. Малые интервалы обозначают маленькой буквой «м» (например: м2, м3, м6, м7).
  3. Большие – ими могут быть те же, что и малые, то есть секунда, терция, секста и септима. Большие интервалы обозначают маленькой буквой «б» (б2, б3, б6, б7).
  4. Уменьшенные – ими могут стать любые интервалы, кроме примы. Уменьшенной примы не существует, так как в чистой приме 0 тонов и ее просто некуда уменьшать (отрицательных значений качественная величина не имеет). Уменьшенные интервалы сокращенно обозначаются как «ум» (ум2, ум3, ум4 и т.д.).
  5. Увеличенные – увеличивать можно все интервалы без исключения. Обозначение – «ув» (ув1, ув2, ув3 и т.д.).

В первую очередь нужно разобраться с чистыми, малыми и большими интервалами – они основные. А увеличенные и уменьшенные – подключатся к вам после. Чтобы построить большой или малый интервал, нужно совершенно точно знать, сколько в нем тонов. Эти значения нужно просто запомнить (на первых порах можно выписать на шпаргалку и постоянно туда заглядывать, но лучше сразу выучить). Итак:

Чистая прима = 0 тонов
Малая секунда = 0,5 тонов (половина тона)
Большая секунда = 1 тон
Малая терция = 1,5 тонов (полтора тона)
Большая терция = 2 тона
Чистая кварта = 2,5 тона (два с половиной)
Чистая квинта = 3,5 тона (три с половиной)
Малая секста = 4 тона
Большая секста = 4, 5 тона (четыре с половиной)
Малая септима = 5 тонов
Большая септима = 5,5 тонов (пять с половиной)
Чистая октава = 6 тонов

Чтобы понять разницу между малыми и большими интервалами, посмотрите и поиграйте (попойте) интервалы, построенные от звука ДО:

интервалы от звука до вверх

Давайте теперь применять новые знания на практике. Для примера построим все перечисленные интервалы от звука РЕ.

  • Чистая прима от РЕ – это РЕ-РЕ. С примой мы вообще никогда не должны беспокоиться, это всегда обыкновенное повторение звука.
  • Секунды бывают большие и малые. Секунда от РЕ, это вообще звуки РЕ-МИ (2 ступени). В малой секунде должно быть всего полтона, а в большой – 1 целый тон. Смотрим на клавиатуру, проверяем, сколько тонов от РЕ до МИ: 1 тон, это значит, что построенная секунда – большая. Чтобы получить малую, нам нужно расстояние на полтона уменьшить. Как это сделать? Просто верхний звук понижаем на полтона с помощью бемоля. Получаем: РЕ и МИ-БЕМОЛЬ.
  • Терции также бывают двух видов. Вообще терция от РЕ – это звуки РЕ-ФА. От РЕ до ФА – полтора тона. О чем это говорит? О том, что данная терция – малая. Чтобы получить большую, нам нужно теперь, наоборот, прибавить полтона. Прибавляем так: верхний звук повышаем с помощью диеза. Получаем: РЕ и ФА-ДИЕЗ – это большая терция.
  • Чистая кварта (ч4). Отсчитываем четыре ступеньки от РЕ, получаем РЕ-СОЛЬ. Проверяем, сколько тонов. Должно быть два с половиной. Так и есть! Значит, в этой кварте – все нормально, ничего менять не нужно, не нужно прибавлять никаких диезов и бемолей.
  • Чистая квинта. Вспоминаем обозначение – ч5. Значит, отсчитать от РЕ нужно пять ступеней. Это будут звуки РЕ и ЛЯ. Между ними три с половиной тона. Именно столько, сколько должно быть в нормальной чистой квинте. Значит, и тут тоже все нормально, и никаких лишних знаков ставить не требуется.
  • Сексты бывают малые (м6) и большие (б6). Шесть ступеней от РЕ – это РЕ-СИ. Посчитали тона? От РЕ до СИ – 4 с половиной тона, следовательно, РЕ-СИ – секста большая. Делаем малую – понижаем верхний звук с помощью бемоля, убирая, таким образом, лишний полутон. Теперь секста стала малой – РЕ и СИ-БЕМОЛЬ.
  • Септимы – семерки, бывают тоже двух видов. Септима от РЕ – это звуки РЕ-ДО. Тонов между ними – пять, то есть септиму мы получили малую. А чтобы была большая – нужно еще добавить. Помните, как? С помощью диеза повышаем верхний звук, добавляем еще полтона, чтобы было пять с половиной. Звуки большой септимы – РЕ и ДО-ДИЕЗ.
  • Чистая октава – еще один интервал, с которым нет проблем. Повторили РЕ наверху, вот и получилась октава. Можете проверить – она чистая, в ней 6 тонов.

Выпишем все, что у нас получилось на один нотный стан:

интервалы вверх от звука ре

Вот для примера еще вам интервалы, построенные от звука МИ, а уж от остальных нот – будьте добры, попробуйте построить самостоятельно. Нужно же вам потренироваться? Не все ж готовые ответы по сольфеджио списывать?

интервалы вверх от звука ми

А, между прочим, интервалы можно строить не только вверх, но и вниз. Просто в этом случае нам нужно будет манипулировать все время нижним звуком – его в случае надобности повышать или понижать. Как понять, когда повышать, а когда понижать? Смотрите на клавиатуру и анализируйте, что происходит: увеличивается расстояние или уменьшается? Расширяется интервал или сужается? Ну и в соответствии со своими наблюдениями принимайте нужное решение.

Если мы строим интервалы вниз, то повышение нижнего звука приводит к сужению интервала, уменьшению количества тонов-полутонов. А понижение – наоборот, интервал расширяет, величина качественная возрастает.

Посмотрите, мы тут построили интервалы вниз от нот ДО и РЕ, чтоб вы посмотрели. Попробуйте разберитесь:

интервалы от звука до вниз

интервалы от звука ре вниз

А от МИ вниз давайте вместе построим, с пояснениями.

  • Чистая прима от МИ – МИ-МИ без комментариев. Чистую приму вообще ни вниз, ни вверх не построишь, потому что она на месте топчется: ни туда, ни сюда, все время одинаковая.
  • Секунды: от МИ – МИ-РЕ, если вниз строить. Расстояние – 1 тон, значит, секунда большая. Как сделать малую? Нужно интервал сузить, один полутон убрать, а для этого нужно нижний звук (верхний-то менять нельзя) подтянуть немного вверх, то есть повысить с помощью диеза. Получим: МИ и РЕ-ДИЕЗ – малая секунда вниз.
  • Терции. Отложили три ступеньки вниз (МИ-ДО), получили большую терцию (2 тона). Подтянули нижний звук на полтона вверх (ДО-ДИЕЗ), получили полтора тона – малую терцию.
  • Чистая кварта и чистая квинта здесь, честно говоря, нормальные: МИ-СИ, МИ-ЛЯ. Хотите – проверьте, посчитайте тона.
  • Сексты от МИ: МИ-СОЛЬ – это большая, так ведь? Потому что 4 с половиной тона в ней. Чтобы стала малой нужно взять СОЛЬ-ДИЕЗ (что-то одни диезы да диезы, ни одного бемоля – как-то неинтересно даже).
  • Септима МИ-ФА – большая, а малая МИ и ФА-ДИЕЗ (тьфу ты, опять диез!). И последнее, самое трудное – чистая октава: МИ-МИ (ни за что не построишь).

Взглянем, что получилось. Одни диезы сплошные, ни одного бемоля. Хорошо хоть, что так не всегда. Если построить от других нот, то там и бемоли могут встретиться.

интервалы от звука ми вниз

Кстати, если вы забыли, что такое диез, бемоль и бекар. Ну, бывает, иногда такое… То повторить можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.

Для того чтобы строить и находить интервалы, считать тона, часто нам требуется фортепианная клавиатура перед глазами. Для удобства вы можете распечатать нарисованную клавиатуру, вырезать ее и вложить в свою рабочую тетрадочку. А скачать заготовку для печати вы можете у нас.

ЗАГОТОВКА КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНО – СКАЧАТЬ

Таблица интервалов и их величин

Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.

В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).

Название 
интервала 
Обозначение 
интервала
Сколько 
ступеней 
Сколько 
тонов
чистая прима ч1  1 ст. 0 т. 
малая секунда   м2  2 ст.   0,5 т. 
большая секунда    б2 2 ст. 1 т.
малая терция  м3 3 ст. 1,5 т.
большая терция  б3  3 ст. 2 т.
чистая кварта   ч4 4 ст. 2,5 т.
чистая квинта  ч5  5 ст.  3,5 т.
малая секста м6 6 ст. 4 т.
большая секста б6  6 ст. 4,5 т.
малая септима м7  7 ст. 5 т.
большая септима б7 7 ст. 5,5 т.
чистая октава ч8 8 ст.  6 т.

На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Светлана.

    Грамотно.Браво!

    Ответить
  2. Владимир

    у вас написано: ‘сколько тонов в кварте ФА-СИ — 3 тона’
    А разве кварта это не 2.5 тона? тогда ФА-СИ это тритон.
    И внизу в списке между чистой квартой и чистой квинтой должен быть тритон?
    Или я что-то не так понимаю?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Владимир, всё вы понимаете правильно. Просто кварты бывают разные — есть чистая кварта, в ней 2,5 тона. Есть кварта увеличенная — 3 тона (тритон), именно такую кварту предлагается измерить в упражнении. Есть, конечно же, и уменьшённая кварта, в которой всего лишь 2 тона.

      Ответить
  3. Саша

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, по какому принципу выбирается то, какой знак поставить — БЕМОЛЬ или ДИЕЗ, в том случае, когда и так и так интервал будет правильный?
    Вот например, строю вниз интервалы от РЕ, малую секунду я записал себе на нотном стане как РЕ — РЕ-БЕМОЛЬ, сверяюсь с тем как написано у вас, а у вас так — РЕ — ДО-ДИЕЗ.
    Так я ошибался несколько раз, и не понимаю, важно ли это соблюдать, ведь интервал всё равно правильный, просто можно его записать по разному, или же, это строго нужно соблюдать, чтобы в дальнейшем не было каких-то проблем\неразберихи?

    Ответить
    1. Алексей автор

      Здравствуйте! В вашем случае правильный ответ — РЕ — ДО-ДИЕЗ. Дело в том, что у интервала два измерения: 1) количество ступеней (в секунде мы должны проходить именно две ступени — РЕ и ДО, а РЕ и РЕ, пусть даже с бемолем будет считаться примой, а не секундой); 2) количество тонов (по этому показателю у вас все сошлось).

      Интервал РЕ — РЕ-БЕМОЛЬ является увеличенной примой, то есть примой, в которой полтона (на полтона больше, чем должно быть в чистой). Да, звучат РЕ — РЕ-БЕМОЛЬ и РЕ — ДО-ДИЕЗ одинаково, но все же это разные интервалы. Эта разница по записи, но равенство по звучанию в музыке называется энгармонизмом. Энгармонизм в отдельных случаях играет очень большую роль.

      Вопрос, который вы задали, является одним из самых часто задаваемых вопросов среди тех, кто изучает интервалы. Очень многие допускают эту ошибку, правильно отсчитывая тона, но забывая считать ступени.

      Ответить
      1. Саша

        Большое спасибо! Теперь понял. Да, ступеням я внимания не уделял, считал только полутоны.
        И ещё, спасибо большое за этот сайт, очень доступно всё написано!

  4. Золония

    Извините но там вместо сексТа написано секса😂😂😂😂

    Ответить
    1. Алексей автор

      Бывает) Откорректировали. Спасибо.

      Ответить
  5. Жибек Марасулова

    Здравствуйте а про трезвучия есть?

    Ответить
    1. Алексей автор

      И про трезвучия есть — http://muz-teoretik.ru/chetyre-vida-trezvuchij/

      Ответить